Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Навыки обработки информации

Если навыки самообразования развиты, то находясь в любой среде, человек «берет» информацию самостоятельно и в любом объеме. Если у него есть НАВЫК ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, то он не ограничен способностью воспринимать только разжеванный и кем-то систематизированный учебный материал.


В прошлом я преподаватель ВУЗа. Я видела воочию, как этот навык неразвит у большинства людей. Как мало студентов, умеющих самостоятельно осмысливать полученную информацию и делать выводы на основе результатов своих лабораторных исследований. Они сталкивались с трудностями перевода знаний, полученных практически, в теоретическую плоскость, а теорию не могли увязать с практикой. Эти проблемы берут своё начало в детстве, когда формировалось их мышление.


Итак, навыки обработки информации. Они очень важны для постижения общей картины явления или процесса.


Вырастая, ребёнок из хаоса своих внутренних предпочтений вычленяет главное и приоритетное. Казалось бы, цель, определённая им самим, может быть гарантом его обучения. Так многие родители желание ребёнка учиться принимают за готовность его к познавательной деятельности. Но наступает момент, когда становится ясно, и чаще всего уже в разгар обучения, что ребёнок не готов воспринимать осмысленно любую информацию. В чем причина таких трудностей?


Важно не только много общаться с ребёнком, но вовремя объяснять смысл слов, непонятных ему. Когда взрослые отмахиваются от многочисленных: «Что это?» и «Почему?» -, выражая своё раздражение, то ребёнок однажды перестаёт спрашивать. Этот его отказ от собственного любопытства потом выливается в трудности при обучении. Маленький словарный запас мешает пониманию информации, смысловая последовательность которой прерывается и разбивается на части. Эти части трудно потом соединить вместе. И вместо того, чтобы понимание смысла шло от общего к частному, у ребёнка формируется механизм восприятия от частного к целому. Результат такого восприятия я и видела в свои студентах.


Этому так же способствует такая подача учебниками учебного материала, которая дробит большую тему на маленькие кусочки: параграфы. Это обусловлено тем, что за урок учитель может рассказать только такой объём информации. Если учесть, что урок часто прерывается, то маленькая часть дробится на ещё более незначительные куски. Кроме того, дома учеником даже эти фрагменты часто не выучиваются. В итоге, знания утрачивают причинно-следственные связи и становятся хаотичными. На их основе невозможно принимать правильные решения и делать адекватные выводы, что в дальнейшем приводит к ошибкам в практической деятельности. Ребёнок не может воспроизвести знание, он его интерпретирует в меру своего понимания. Но главное: он не может осмыслить общую картину всей совокупности услышанного и заученного по фрагментам.


Вот и приходится многим ученикам заучивать формулировки правил буквально, в строгом соответствии чередования слов, не понимая смысл высказывания. Мало того, сами учителя часто требуют такого буквального заучивания. Когда во время аттестаций Лиза точно воссоздавала смысл правил русского языка или формулировок естественнонаучных дисциплин, учителя требовали от неё точного их воспроизведения строго по тексту. Такие требования отупляют детей. Но школьные педагоги не видят в этом никакой проблемы.


Кроме того, не всегда смысл предложения и текста определяется смыслом отдельных его слов. Пословицы и поговорки, идиомы, слова в переносном смысле, встречающиеся в предложении или в тексте и воспринятые буквально, также разрушают целостную картину знаний. «Большой фразеологический словарь для детей» издательства «ОЛМА-ПРЕСС» содержит около 400 идиом, фразеологических оборотов, смысл которых не может быть понят из значений слов, входящих в их сочетание. Он поможет детям всех возрастов пополнить запас фразеологизмов, что позволит им воспринимать информацию без искажений.


Низкая скорость чтения значительно снижает качество понимания текста. Читая предложение, ребёнок уже к его концу теряет смысл прочитанного. От этого растёт внутреннее напряжение, и ребёнок теряет интерес к процессу, который должен был удовлетворять его природное любопытство. Поэтому очень важно как можно раньше приобрести навыки скорочтения. Лиза занималась по кубикам Зайцева. Начав занятия в 3 года и 8 месяцев, она уже к 4 годам читала со скоростью, вполне достаточной, чтобы понимать читаемое. А к 8 годам имела навыки скорочтения. Это существенно ускорило процесс поглощения информации. Методика Зайцева в принципе уже на старте даёт возможность детям читать осмысленно. Рекомендую.


Чтобы сохранить полученную информацию часто приходится делать конспект. В том виде, в котором учат их делать в школе - это бессмысленная трата времени и сил. Текстовый конспект трудно воспринимать в целом, трудно вычленить отдельные части целого и увидеть логические связи между отдельными информационными блоками. Я дала Лизе технологию составления интеллект-карт. Это позволяет быстро сворачивать огромные массивы информации, наращивая новые к любой части фрагмента. Это позволяет охватить одним взглядом всю информацию целиком и работать с ней как на развитие, так и на воспроизведение. Эта прогрессивная технология не преподаётся даже в ВУЗах. Но с помощью неё процесс разработки любого проекта становиться эффективным и быстрым. Так я пишу свои работы. Так Лиза записывает лекции и видит наглядно те места, которые слабо проработаны. Поэтому не требуется сторонней подсказки, чтобы увидеть, каких знаний недостаёт.


В интеллект-картах логические цепочки становятся наглядными: перед глазами на одном листе находится весь массив логически выстроенных сведений. Не надо перелистывать страницы, напрягаясь от удерживания только что просмотренной части. Такой вид обработки данных значительно упрощает процесс обучения и высвобождает кучу времени для творческого осмысления. Процесс учёбы становится лёгким. Кроме того, ранние навыки составления таких карт, даже когда ребёнок ещё не умеет читать, формирует такое мышление, с помощью которого он всю информацию легко подвергает анализу. Ребёнок приобретает умение из любых разрозненных сведений воссоздать общую картину целого с полным пониманием. Такому человеку уже трудно что-либо внушить. И он перестаёт быть среднестатистическим большинством, не умеющем думать самостоятельно, признающим авторитетное мнение и не умеющим выработать своё собственное.


Итак, обширный словарный запас, скорочтение, освоение технологии интеллект-карт - всё это влияет на формирование мышления, способного проникать в суть вещей и познавать их истинную природу. Обработка любого массива информации перестаёт быть проблемой, препятствующей высокому качеству процесса самообразования.

Плюсы обучения детей в семье, а не в школе

1. Не надо рано вставать. Это очень важно для детей-сов. Мой сын, учась в школе, «просыпался» только уроку к третьему. На первых двух всегда был сонный и вялый, плохо соображал, но именно на этих уроках в школе проходят контрольные по основным предметам. Поэтому во время учёбы во вторую смену учился на порядок выше, чем в первую.


2. Совокупное время школьников, которое они затрачивают на обучение, включает время проведённое в школе и время, когда они выполняют домашние задания. Экстерном и «семейником» на изучение учебного материала тратится гораздо меньше времени. Так, в начальной школе все наши занятия с Лизой занимали всего от часа до трёх, в зависимости от состояния её здоровья и психологического настроя.


3. Высвободившееся от школы время Лиза занималась теми видами деятельности, которые вызывали у неё интерес: рисование, лепка, танцы, музыка, походы по паркам, на концерты, в театр. У нас свободными были все дни недели, а не только суббота и воскресенье.


4. К концу «рабочей» недели «семейный» ребёнок сохраняет бодрость. У него отсутствует психологическое напряжение. Всё это связано с тем, что он живёт своими физиологическими ритмами, а не искусственно созданными госучреждением. Каждый ребёнок индивидуален. Удача, если внутренние циклы вашего ребёнка совпадают с расписанием занятий в школе. В этом случае ему легче будет осваивать учебный материал. Как-то Лиза захотела посещать школу ежедневно. Ей нравилось «тусить» с ребятами. К концу третьей недели я обнаружила, что мой всегда смышленый ребёнок «тупеет» на глазах, появилась апатия на фоне общей усталости. Наконец она заявила мне, что с неё хватит. И что общаться с одноклассниками она будет во время прогулок группы продлённого дня. Так мы и поступили, перестроив график посещения преподавателя по музыке. Лиза стала высыпаться, а общение наполнилось большей радостью.


5. Учась на семейном образовании, ребёнок имеет возможность охватить больший круг занятий, интересующий его. Это способствует раннему выявлению способностей, и какие-то занятия становятся приоритетными. Именно на них потом строится будущий поиск тех специальностей, которые определят профессиональную ориентацию. Как правило такие дети уже к 10-11 годам точно знают, кем и где они хотят работать. И этот выбор сделали за них не взрослые впопыхах или в пылу своих родительских амбиций. Этот выбор ребёнок делает сам.


6. Очень рано определившись с выбором профессии, можно погрузиться в углублённое изучение тех учебных дисциплин, которые требуются для её освоения. В старших классах происходит перераспределение времени не в ущерб ни отдыху, ни занятиям по интересам.


7. В течение учебного года можно путешествовать с ребёнком, когда вы захотите, не подстраиваясь под каникулы. Ограничением будет только музыкальная и художественная школы, но и с ними договориться гораздо легче.


8. Серьёзные занятия спортом, музыкой, танцами, рисованием не входят в противоречие с загруженностью домашними уроками. У «семейных» детей нет домашних работ. Нет и ежедневных контрольных. Ребёнок приходит в школу и предъявляет учителю только свои знания. Ему не снижают оценки за чистописание, оформление, за дисциплину.


9. У «семейника» не падает мотивация к учёбе от того, что он был готов к уроку, а его не спросили. На каждой консультации внимание учителя приковано только к нему одному. Это ещё и основа его ответственности: невозможно спрятаться за спины одноклассников. И потому учебный материал легко и без сопротивления осваивается без пропусков. От школьников часто можно услышать ответ на вопрос, сделал ли он уроки: «Меня не спросят. Сегодня спрашивали». Постепенно учёба превращается в профанацию. Если вам лично такие навыки, как умение выкручиваться и изображать бурную деятельность, кажутся важными, то отдавайте детей в школу. Именно там их этому учат. «Семейник» же понимает, что он будет один на один с учителем и потому очень рано осознает меру своей ответственности.


10. Учебный материал изучается не маленькими кусочками, как в школе, а большими и завершенными кусками. Разбивка на параграфы обусловлена тем, что на уроке длиной в 30-45 минут (началка-средняя школа) невозможно осветить больший материал. Попробуйте рассмотреть любое художественное полотно, ежедневно разглядывая по одному пазлу. Трудно затем обобщить эти пазлы в общую картину, если учесть, что перед глазами каждый день появляется всё новый, не добавляя смысла уже рассмотренному. Потому ребёнок совершенно не представляет зачем уму это надо. Изучая учебный материал дома можно не торопиться, предъявляя учителю знание только маленькой части целого, как это делается в школе. Можно углубиться в изучение логически завершённой темы и понять логику всего материала, а уж потом просто отработать навыки. Появляется осмысленность освоей деятельности.


11. Я заметила, что усвоение учебного материала не идёт в одинаковом темпе. Что-то усваивается, на удивление, быстро, что-то очень медленно и даже приходится искать способы иной подачи материала, чем это предлагают учебники. В этом случае помогает ресурс интернета, где можно найти лекции по темам любых разделов учебников за любой класс. Причем, выкладываются лучшие лекции лучших педагогов страны. И если ребёнку интересно, то его не остановит звонок на самом захватывающем месте или отсутствие времени из-за завтрашней загруженности в школе. Так рождается увлечённость делом без напряжения перед расправой учителя, урок которого не подготовлен только потому, что человек был поглощен интересной информацией из другой дисциплины.


12. Однажды учитель истории выразил восхищение тем, что Лиза имеет свободное время на изучение её предмета по видео-материалам, которые она (педагог) физически не смога бы втиснуть в строгие рамки урока. На семейном образовании ребёнок имеет такую возможность – в любом объеме удовлетворять своё любопытство без потери результативности по другим предметам.


13. Из 45 минут урока учитель посвящает собственно учебному материалу в лучшем случае минут 15-20, да и те постоянно прерываются замечаниями в адрес учеников, приходом на урок завуча, директора, а то и вызовом учителя с урока, когда дети остаются предоставленными сами себе. Это очень сильно снижает уровень освоения знаний. Дети не рассказывают об этих инцидентах, так как их забавляет ситуация, когда они могут избежать нежелательной проверки своих знаний или появляется возможность пообщаться во время урока. Когда сын учился в школе, мне приходилось новый материал всякий раз рассказывать ему дома. Он говорил, что ничего не понял на уроке. Теперь я знаю почему: я видела эту печальную картину, приводя Лизу в школу на аттестации.


14. При углублённом изучении предмета, ребёнок, порой, оказывается компетентнее учителя. Так, мой сын, опережая программу по математике и физике, находил на уроке ошибки учителя. Когда он отказывался ошибочное решение списывать с доски, указывая на ошибку, то самолюбие учителя было уязвлено, что влияло на их взаимоотношения и приводило к занижению оценки. На консультациях с Лизой учитель оказывался с ней один-на-один. Учителю проще было признать свою ошибку, если таковая случалась, так как её свидетелем не был целый класс. Поэтому Лиза не боится отстаивать своё мнение.


15. Однажды сын пришёл из школы с двойкой по математике. Проверив решение задачи, я не нашла его неверным. Пришла в школу за разъяснениями и услышала: «Он решил задачу не тем методом, о котором я рассказывала». На семейном образовании такая ситуация просто невозможна. Всё, что решает ребёнок, имеет либо верное решение, либо нет.


16. Если на консультации «семейника» учитель обнаруживает пробелы в знаниях, то ребёнок может либо согласиться с оценкой, которая его устроит, либо вернуться домой с замечаниями и разъяснениями учителя для дополнительной проработки темы. У ребенка есть возможность интересующий его предмет изучать сколь угодно долго и с какой угодно глубиной: промежуточный итог не влияет на итоговую оценку. А это значит, что ребёнок не живёт в постоянном страхе и стрессах.


17. Каждую весну школа живёт, как на вулкане. Эффективность преподавания в школе проверяющие органы оценивают по результатам ГИА и ЕГЭ, потому уроки по основным предметам с 5 по 8 класс бывают сорваны из-за учителей, «натаскивающих» в соседних кабинетах выпускников. Приплюсуйте к этому наличие многочисленных весенних праздников и получится ситуация, когда школьники не успевают пройти учебный материал года даже в таком разжиженном виде, который представлен в современных учебниках. Но ученики молчат об этом: кому хочется потерять свободу «законно бить баклуши». Если они об этом скажут родителям, то, возможно, те пойдут в школу выражать своё недовольство. Учителя так прокомментировали мне этот момент: «С сентября мы будем заново повторять материал последней четверти, так что, мы успеем изучить упущенное». Но с сентября ученики попадают в ситуацию не повторения пройденного материала, а в ситуацию изучения нового.


18. Откройте любой учебник по русскому языку или математике, чтобы последующее моё заявление не звучало для вас голословно. Учебный год всегда начинается с повтора того, что изучали в последней четверти. Теперь представьте, что ребёнок, который изучает учебный материал без пропусков и тех моментов, что я описала пунктом выше, с удивлением обнаруживает, что перед ним новый материал в объеме не года, а лишь полугода. Поэтому-то таким детям, обучающимся вне стен школы, легко сдать два класса за один учебный год. И это делают вовсе не гениальные дети, а совершенно обычные. Было бы желание. Так, в старших классах Лиза «закрывала» учебный год к январю-февралю и полностью посвящала остаток учебного года музыке и спорту: ездила с концертами, на конкурсы, на соревнования... Вот вам и ответ на вопрос: «Как так получается, что на семейном обучении дети сплошь и рядом заканчивают школу с опережением?» Да, если дети хотят закончить два класса за один год, то осуществить это не так уж и сложно. И в конце учебного года не чувствуют изматывающей усталости.


19. Тому, кто ориентируеся поступать в ВУЗы с профилирующими предметами по химии, биологии и математике, стоит заручиться помощью репетитора уже с 9 класса, а лучше с восьмого. Почему? Потому что бездарно построена школьная программа. Например, в 9 классе изучается неорганическая химия, органическая – в 10 классе, а биология 9 класса основана на знаниях органической химии. Как можно понять, что излагается в учебникие биологии, если только на следующий год станут понятны процессы, которые в 9 классе остаётся только тупо зазубрить? Я же, понимая эту ситуацию, перевела Лизу в экстернат. С 8 класса она получила возможность вначале изучить неорганическую и органическую химию и только затем приступить к освоению биологии 9 класса с полным пониманием всех процессов. Комментарий учителя обычной школы: «Да, я понимаю нелогичность подачи учебного материала... Но кто мне позволит переиначить его последовательность? Я нахожусь в рамках по-урочного плана». Поэтому-то мы и ушли на экстернат, где Лиза имела возможность сдавать предметы так, как ей было удобно, без привязки к ступеням: можно было иметь аттестацию по разным предметам за разные классы. Главное условие к экстернам – прийти к итоговой аттестации в 9 классе, имея оценки по всем предметам, соответствующим этой ступени.


20. Теперь о математике. Если ваш ребёнок захочет стать инженером или архитектором, то столкнётся с недостаточностью своих знаний по тригономерии для того, чтобы успешно освоить курсы по сопромату и теоретической механнике. В современных учебниках курс тригонометрии настолько урезан, что годится только для сдачи ЕГЭ, но не как не для изучения столь серьёзных дисциплин, которые основанны на глубоких знаниях тригонометрии. Посещая школу трудно совмещать выполнение школьных заданий с углублённым изучением тех разделов учебной программы, которые требуются для получения образования в ВУЗе.


21. Если вы столкнётесь с ситуацией необходимости брать репетитора школьнику, то затратите на это гораздо больше денег, нежели на ребёнка, имеющего навыки самообразования. Школьник ждёт от репетитора постоянного «разжёвывания» нового учебного материала – к этому его приучила школа. А потому ему требуется гораздо больше консультаций. На первых порах репетитору приходится вначале восполнить пробелы в знаниях школьника. И к тому же, школьник получает дополнительную нагрузку: нужно готовиться к ежедневным урокам и к занятиям с репетитором. Лиза же училась без пропусков и репетитор тут же приступил к изучению нового материала, что уже сократило наши расходы. Затем экономия возникла тогда, когда стало понятно, что дочь готова к прослушиванию лекций раз в неделю. Затем она отрабатывала навыки самостоятельно. Кроме того, новый материал она изучала самостоятельно, а с репетитором лишь обсуждала непонятые ею моменты. Всё это сокращало колличество платных консультаций и экономило наши средства. За время учёбы у Лизы было два репетитора по тем предметам, которые требуют особых знаний для освоения выбранной ею профессии.


22. Если посчитать расходы на обраование школьника и «семейника», то результат будет не в пользу первых. Мы не платили школьные взносы, не оплачивали ежегодные ремонты, от нас родительский комитет не требовал денег на подарки учителям, на расходные материалы. Мы были избавлены от расходов на дополнительные платные услуги школы. Как только я слышу: «Такое образование только для богатеньких», я понимаю что передо мной человек мифотворческого склада ума.


Как видите, соображения в пользу самообразования с ранних лет имеет серьёзную финансовую подоплёку, а не только психологическую. Все эти аргументы для кого-то покажутся пустячными и не стоящими внимания. Мне говорят: «Да кому нынче нужны знания! Дипломы покупаются. Вы разве не знаете?» Знаю. Как знаю и другую сторону медали – падает престиж знаний, а вместе с ним страдает экономика страны. Неучей с дипломами пруд пруди, а страна катится к катастрофе: лучшие умы уезжают из страны, а те, кто остаются, вынуждены искать источники дохода, не учитывающие их способностей. В итоге, страна недополучает практическую пользу, от нереализованного творческого потенциала граждан, который ею не востребован. Поэтому эта информация для тех, кто ценит знания, профессионализм и компетентность.

Кто ходит в школу по утрам

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: “У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!” Когда я говорю, что никто с моими детьми не “сидит”, делая вместе с ними “уроки” мне просто не верят. Думают, что это бравада.


Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним “делать уроки”) тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.


Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, “3″ за изложение своих собственных мыслей лучше, чем “5″ за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.


А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является “хороший аттестат” (для поступления в “хороший вуз”) это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто “побочный эффект” . Бывает, но не у всех. http://life-move.ru/kto-hodit-v-shkolu-po-utram/


Мне особенно понравился отрывок из этой статьи, в котором точно описывается то, с чем мы столкнулись, переехав в Питер из Москвы. Из заботливых рук мудрого директора школы №175 мы попали… А впрочем, читайте и наслаждайтесь))) «… консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе “решающее большинство” (на “педсоветах”, где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия “домашнего обучения” чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН “отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ”! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи)))

Семейное и школьное образование

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате. Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.


Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования. http://profamilia.ru/read/1195

Любознательность детей

Все дети от природы своей любознательны. Достаточно взглянуть на то, как увлечённо они познают мир, который воспринимают как поле чудес. Вначале их любознательность хаотична. Постепенно они вычленяют из этого хаоса что-то своё, согласующееся с их внутренней тягой к определённым видам деятельности. Как важно не мешать им нащупывать в себе тот стержень, который и станет основой их жизни.


Я не учу детей набору стандартных умений только потому, что, как всякий взрослый, могу судить, какие из них более предпочтительны. Я наблюдаю за ними. Все мы разные, и способности у нас различны. Если вовремя заметить, к чему склоняется интерес ребёнка, то можно ему помочь развить его способности на основе этого интереса. И вот тут встает важный, на мой взгляд, вопрос: «Каким же образом природную любознательность перевести в плоскость желания планомерно учиться?».


А желание учиться - это и есть великой силы мотивация, которая, как локомотив, вывезет всякого к самореализации, согласующейся с природными способностями. Учиться радостно и легко, раскрывая в себе весь свой творческий потенциал - это не утопия, это возможность построить такую реальность, когда и работа, не станет тяжким трудом.

Экстернат как форма получения образования

Образование и качественные знания - это не всегда одно и то же. Многое в процессе получения образования определяет форма его получения. Законодательно разрешены формы обучения: школьная, домашняя, семейная и экстернат.


Одной из эффективных форм получения знаний по данным исследования НИУ Высшей школы экономики является экстернат. До недавнего времени такая форма была наименее известна и распространена, но в настоящее время она приобретает все большую популярность.


Одним из основных аспектов такой формы получения образования является индивидуальный образовательный маршрут. В связи с тем, что ежедневное посещение школы в течение шести-семи часов в день не требуется, ученик может уделить большее внимание тем предметам, которые для него наиболее интересны и актуальны, и тем самым остается время на развитие своих способностей.


Нестандартные, одаренные дети, дети, обладающие особыми способностями (спортсмены, художники, танцоры, музыканты…) - все они не вписываются в школьную систему образования и в стенах школы не имеют возможность развиваться в индивидуальном темпе.


Мы с дочерью прошли все этапы подготовки к самообразованию и успешно освоили все ступени школьной программы с использованием семейной формы обучения и экстерната. Как показывает моя практика, не каждый ребёнок может самостоятельно освоить школьную программу без специальной подготовки.


Подготовка к самообразованию имеет определённую специфику и сильно отличается от подготовки детей к посещению школы. Необходимо научить ребёнка навыкам самоорганизации, планирования своего времени, умения распределять свои силы, концентрации, сосредоточения и создания внутренней мотивации.


Экономия времени рождает ответственность. И это понимание достаточно сложно формируется у детей. Оно приходит вместе с опытом и через семейный уклад. От родителей тоже потребуется дисциплина. Но совместные усилия и семьи, и педагога, постепенно формирует навык самоконтроля. Этот навык не развивается в школе, по крайней мере, ему не уделяется должного внимания в начальной школе. Школа берёт на себя контроль за распределением учебного времени как в школе, так и дома, привлекая к этому родителей. И к старшим классам человек приходит без самых главных навыков, так необходимых во взрослой жизни: умения планировать, распознавать свои способности и желания, самостоятельно ставить цели и иметь мощную внутреннюю мотивацию их достигать, быть ответственным за свои решения.


Всеми этими навыками моя дочь владеет в полной мере. И мне удалось не только её этому научить. Я помогла другим родителям сформировать их в своих детях. Эти навыки - основа успешного обучения и, как итог, успешной жизни.

© Сгонник Любовь

МОЯ ДОЧЬ

Моя доченька закончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливое детство: не было ранних побудок, домашних работ, стресса ежедневных проверочных работ, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых…

Читать дальше

СТРАШНАЯ СКАЗКА ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

Жил-был Колобок. Появился он на свет стараниями бабки, которая придала ему объем исключающий копчиковую, мочеполовую, пупочную, грудную и горловую локализаций жизненной энергии. Но из всего перечисленного, важно только одно:

Читать дальше

ОТКЛЮЧИТЕ ВНУТРЕННЕГО ОПТИМИЗАТОРА

Я часто встречаю людей, которые обладают огромным потенциалом, большим запасом знаний, но не могут стать эффективными в своей жизни: не могут свои знания конвертировать в валюту. Почему так происходит? Я так ответила себе на этот вопрос.

Читать дальше
Создать сайт
бесплатно на Nethouse