Статьи

Итоги 12го дня ИГРЫ "Поиски источников радости"

Вчера в ИГРЕ «ПОИСКИ ИСТОЧНИКОВ РАДОСТИ» была проиграна интересная тема, которая вписывается в рамки игрового дня, «свободного от обид». Надеюсь, что эта тема вам тоже близка. Многие из нас оказываются в ситуациях, когда следует быстро реагировать так, чтобы наше поведение для детей становилось хорошей моделью их будущего умения договариваться. Этому умению мы будем учиться с вами весь следующий месяц (ИГРА №2 «Как справиться с родительским раздражением и сопротивлением ребёнка?»). А пока разберём эту, достаточно типовую, ситуацию.

Мама с двумя детьми находится на игровой площадке. Старший ребёнок сидит на качели, но ей мешает качаться женщина, стоящая рядом, и увлеченно беседующая с другой женщиной. Она не замечает затруднений чужого ребёнка. В этот момент подбегает к качелям ребёнок этой женщины и пытается прогнать девочку с качели: «Уходи отсюда, я пришла качаться, я тут буду!».

Девочка, сидящая на качели, зовёт свою маму, но та не может к ней подойти, так как её младшая дочь кружится на карусели. Мама в растерянности. Она не знает, как поступить. Младшую боится бросить одну на карусели. Схватить младшую и броситься на выручку старшей? В итоге мама кричит своей старшей дочери: «Начинай раскачиваться, она отойдёт, начинай, говорю, качаться!». Дочь в растерянности. Не понимает, как реагировать в такой сложной ситуации.

Мама же начинает негодовать и раздражаться. Она чувствует своё бессилие помочь дочери. Она сама не знает, как быть. Подойти и прогнать чужую девочку, прикрикнув, чтобы та отошла? Так там же стоит её мать! Как она может вмешаться в воспитание чужого ребёнка? Какая-то часть мамы злится на хамство этой парочки и хочет «всё высказать», а другая часть в замешательстве. В итоге девочка начинает плакать и слезает с качелей.

Тут мама начинает испытывать досаду от того, что она «проиграла» битву за своего ребёнка. Она обнимает плачущую дочь, пытаясь дать какой-то вразумительный совет, но ничего, кроме «Не надо было уходить, ты старше, надо было качаться и не уступать...» ничего не может придумать. И тут мама того ребёнка, который отвоевал качели, начинает качать свою дочь, приговаривая: «Села, молодец!».

«Проигравшая» мама придумывает планы мести, мысленно ругаясь с мамой девочки, отвоевавшей качели. Ей даже треснуть захотелось обидчиков своей дочери. но она тут же вспомнила, что есть такие люди, с которыми бесполезно вообще что-то обсуждать. Тут же огорчилась, что, может быть, нужно быть выше мести. «Я не могу дать дочери достойный совет, потому что захвачена раздражением. А безоценочно не умею реагировать, когда обижают моего ребёнка», - с печалью в голосе говорит мне мама. И добавляет: «А вот как на тётку без оценки реагировать? Неужели нужно тоже её «понимать»? Мне совсем не хочется её понимать, потому что вижу взрослого человека, который осознанно ведёт себя по-хамски».

Мой комментарий по поводу ситуации:

Вот как я вышла из подобного положения.

Дочка у меня была тихоней, да и ходила после прививки с трудом (я уже рассказывала эту историю). Всё разворачивалось по вашему сценарию с одним отличием. Мамочка подбежавшей девочки сама пыталась согнать Лису с качели на основании того, что её дочь младше.

Я подошла и присела рядом с чужой девочкой на уровне «глазки в глазки» и спросила: «Ты хочешь качаться?». Она мне ответила: «Да». Я продолжила: «Моя доченька тоже хочет качаться, и она первая села на качели. Она сейчас покачается немного, а потом покачаешься ты. А потом опять покачается она. А затем ты снова покачаешься, если захочешь. Договорились?». Я говорила ласково, глядя в глаза этой девочке, улыбаясь. И девочка, как завороженная, сказала: «Да» и улыбнулась в ответ.

Я посмотрела в глаза Лисы и увидела в них благодарность ко мне. Я её спросила: «Лиса, это будет справедливо, если ты покачаешься и уступишь место девочке? А потом она тебе уступит место. Хорошо?». Дочка ответила: «Хорошо».

Я повернулась к девочке и воскликнула: «Какие вы хорошие! Умеете договариваться. Вместе играть веселее! Теперь у тебя есть подружка. Хочешь потом с ней поиграть, когда вы обе накачаетесь?». Она в ответ радостно закивала и спросила Лису: «Как тебя зовут?». Лиска, раскачиваясь на качели, ей радостно ответила, как её зовут.

Не стоит, наверное, говорить, что после того, как девочки накачались по очереди, они всю прогулку играли вместе. Мы с мамой общались, наблюдая за своими малышками. А затем долгое время гуляли вместе, заранее созваниваясь с мамой девочки. Нет плохих и хороших мам. Есть незрелые мамы, в ком говорит их внутренний ребёнок, которого не научили договариваться.

Если бы со мной на прогулке было двое детей, то младшую девочку можно было бы увлечь идеей ПОМОЧЬ старшей решить проблему с качелями, сказав: «Твоей сестрёнке срочно нужна помощь! Пошли выручим её. Мы так нужны ей. Ты выручишь её сейчас, а она выручит тебя, когда тебе потребуется помощь…» Или попросить рядом стоящих мам присмотреть за младшей. Вариантов много. Главное, заранее продумать варианты своего реагирования в подобных ситуациях, которые повторяются в различных вариациях.

*****
Статья написана на основе наблюдений в ходе ИГРЫ «ПОИСКИ ИСТОЧНИКОВ РАДОСТИ» (https://lubovs.nethouse.ru/articles/359852).

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse