Статьи

Чем грозит эмоциональная холодность в семье

Во многих современных семьях ребёнок обеспечен всем необходимым с точки зрения социума, но при этом он не получает эмоциональной поддержки. Система ценностей есть. О них ребёнку сообщают с самого начала его жизни: это запреты, обязанности, но только не его права. Как только ребёнок начинает чего-то желать, над ним возникает перспектива быть наказанным. Но в таких условиях ребёнок не учится «желать желаемого». И, тем более, его не учат свои желания осуществлять самостоятельно.

Когда от ребёнка требуют исполнения чего-либо, то говорят об этом «на словах», либо показывают, раздражаясь на то, что он не может запомнить простейшего, с точки зрения взрослых, алгоритма. А раздражение родителей мешает ребёнку запомнить и усвоить этот алгоритм. Нет, чтобы этот алгоритм нарисовать, чтобы ребёнок мог сверять по нему свои действия. На это у незрелых родителей времени нет. Но на скандалы, упрёки, словесные нравоучения время есть.

Вырастая, такой ребёнок, который рано столкнулся с негативной обратной связью, становится излишне самокритичным. Он не может создать свой идеальный образ. Его убеждённость в собственной неполноценности столь сильна, что он никому и ничему не доверяет, особенно самому себе. Он не хочет принимать никакую позитивную модель - ни коллективную, ни индивидуальную. Перспектива личностного развития безрадостна.

Так формируется личностная незрелость. Такой человек не готов брать ответственность на себя, но жизнь постоянно его вынуждает это делать. Поэтому жизнь превращается в череду безрадостных дней, целью которых является элементарное выживание. Он бесконечно боится одиночества, поэтому стремится быть в паре. Взаимоотношения строятся со стремления иметь хоть с кем-то близость, но постепенно наступает переоценка и отстранение от партнёра. Отношения, которые не оправдали тщетных надежд, отвергаются. Так постепенно, любые отношения накапливают напряжение, становясь источником излишних хлопот и горьких переживаний.

Такие люди, как бы он ни старались, сколько бы книг ни читали, не могут поверить во взаимность, поскольку ни сознательно, ни подсознательно они не имеют представления о том, как наполнять отношения позитивной эмоциональностью. Им сложно понять, что зависимость, привязанность, душевные связи с людьми одновременно и порабощают, и объединяют. Им нелегко разобраться во взаимоотношениях, так как изначально они одиноки. Их когда-то в детстве отвергли эмоционально холодные родители. И ни с кем они не могут построить устойчивой эмоциональной связи. Их страшат позитивные эмоции. Выразить они могут только негативные. Радоваться они не умеют. Радость тут же купируется «на корню». Выражение эмоций считается слабостью.

Когда ребёнок рос, о нём заботились, контролируя его, ставя в зависимое и бесправное положение. Потребности в близких и теплых отношениях родства не были учтены его родителями. Забота о ребёнке была формальной. И когда такой ребёнок стал взрослым, в нем законсервировался глубоко травмированный ребёнок. Такие взрослые защищаются через отрицание, испытывают потребность в контроле, поэтому легко попадают в зависимые отношения.

Дети-взрослые становятся депрессивными, испытывают проблемы самоидентификации. Они не могут понять сути многих социальных ролей, которые требуется исполнять в обществе. Поэтому они не любят играть с детьми в ролевые игры, так как их смущает потребность детей знать, как устроены взаимоотношения людей. Они в социальных ролях видят только негативные стороны. Позитивные смыслы социальных ролей не раскрыты. Заново разбираться в этом они не хотят, так как подсознательно боятся встретиться со своим травмированным внутренним ребёнком.

Когда родители не дают позитивных реакций на поведение ребёнка, то он всё равно ищет любого эмоционального отклика. Таким откликом может быть окрик, шлепок, то есть негативная эмоциональная реакция взрослых. Даже такой реакции ребёнок рад, так как ищет контакта с миром через окружающих. Ребёнку любой контакт важен, чтобы не чувствовать себя брошенным, отрезанным от мира взрослых: только взрослые могут удовлетворить его базовую потребность «выжить».

Когда ребёнок не получает от родителей эмоциональной реакции (вообще никакой), то возникает ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ. Посмотрите «Документальный фильм о мальчике Джоне», чтобы иметь наглядное представление о том, что ещё может спровоцировать наступление эмоциональной депривации у детей (https://www.youtube.com/watch?v=jZuvlzt55bM).

*****
Статья написана на основе наблюдений в ходе ИГРЫ «ПОИСКИ ИСТОЧНИКОВ РАДОСТИ» (https://lubovs.nethouse.ru/articles/359852).

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse