Статьи

Разговор о смыслах

Для многих родителей задача "научить детей учиться" является актуальной проблемой, которую всяк по своему решает. Но все усилия оказываются напрасными, если родители не умеют разговаривать на языке, понятном детям.

КАК СДЕЛАТЬ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ: https://lubovs.nethouse.ru/articles/353265


«Нравится ли вам заниматься чем-то, не понимая смысла того, чем вы заняты?», - задавая этот вопрос родителям, я каждый раз слышу отрицательный ответ.

«Тогда на каком основании вы требуете от детей учиться тому, что для них лишено понятного для них смысла?» Этот вопрос в качестве реакции вызывает спор и возражения. Я выслушиваю мнения родителей, которые высказывают свою точку зрения на вопрос образования. «Что вы говорите своим детям, подчёркивая важность образования? Как вы отвечаете на вопрос детей: «Для чего мне учиться?»». Вариантов много: «Учится необходимо, чтобы стать специалистом в своём деле», «Необходимо учиться, чтобы в будущем обеспечивать себя и своих детей», «Чтобы реализовать свои таланты, надо учиться»… И так вплоть до: «Если не будешь учиться, будешь дворником».

«Как вы думаете, все эти доводы, которые приводят взрослые, понятны и близки ребёнку от 6 лет? И с какого возраста эти смыслы будут понятны детям и не будут вносить нотки тревоги в осмысление своей жизни?»

Смысл имеет только то, что полезно самому человеку и его близким. Так что же полезно ребёнку? Ребёнок эмоционально откликается на любое взаимодействие, которое удовлетворяет его базовые потребности в защите и заботе. У него до поры до времени ещё нет тяги к информации, но есть тяга к близким отношениям, окрашенным положительными эмоциями. Когда мы испытываем положительные эмоции? Когда потребности удовлетворяются. Удовлетворите потребность ребёнка в защите и заботе и его можно научить всему, что вы, как родитель, считаете важным.

Кроме того, если общение с ребёнком построено на сотрудничестве, а не на ограничении, замешанном на тотальном контроле, то ребёнок очень рано понимает суть заботы. Если вы проявляете заботу о нём, то он тоже стремится быть полезным. Лишая детей возможности быть полезными, родители способствуют развитию в детях ощущения бессмысленности существования.

Полезно задавать самому себе вопросы о сути своего существования, чтобы придать смысл собственной жизни. С детьми же следует это делать, помня, что никакие иные смыслы он не сможет постичь до тех пор, пока его базовые потребности не будут удовлетворены.

В наше время, когда постоянно растет число возможностей и соблазнов, проблема смысла только обостряется, хотя и недостаточно осознается даже взрослыми. Пройдёт немало времени, пока ребёнок самостоятельно поднимется до понимания общечеловеческих ценностей, которые наполнят его жизнь иными смыслами, раскрывающими суть потребности служить людям не ради одобрения и оценки, а ради радости быть полезным обществу. И эта задача останется недостижимой, если ещё в детстве человека лишить защиты и заботы.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse