Статьи

Просьба - умение договариваться

Во внутрисемейный «общественный договор» я закладываю основы уважения свобод другого человека. Если вы хотите научить ребёнка сотрудничеству, то вам следует освоить навыки взаимодействия в рамках двустороннего договора, где все его участники учитывают интересы друг друга. Именно в семье ребёнок учится быть самостоятельной и самодостаточной личностью. Все члены семьи заинтересованы во взаимодействии такого качества, чтобы соблюсти свои потребности и не нарушить потребности другого. Каждый член семьи реализует свои цели за счет ресурсов семьи и щедро делится плодами своего труда с теми, кто помогал ему, но только тогда, когда такой запрос есть. Это приучает ребёнка к честному и искреннему взаимодействию со взрослыми, которые свои запросы ему озвучивают. Но запрос взрослых не может быть осуществлён, если он нарушает планы самого ребёнка.

Например, была договорённость, что ребёнок занимается выполнением своих задач в определённое время. Я не могу ворваться в его распорядок дня и потребовать от него того, что нарушает его расписание только потому, что я родитель и жду от него служения моим интересам. Иначе он так же будет поступать и по отношению ко мне, нарушая мой собственный цикл дня, где я заранее учла свои собственные интересы, направленные на исполнение собственных целей и целей семьи. Несоблюдение таких простых правил создаёт хаотичность взаимодействия и снижает эффективность решения задач, которые каждый член семьи перед собой ставит.

Нам ничто не мешает договориться между собой таким образом, чтобы были учтены интересы каждого члена семьи. Если я начну требовать от другого исполнения моих ожиданий по мере их возникновения, я буду проявляться как эгоистка. Меня также раздражает, когда вместо того, чтобы заняться своими делами, другой ходит за мной и пытается угадать, чем бы мне услужить. Меня такая услужливость не делает счастливой. В случае необходимости я всегда могу озвучить свою просьбу и не обидеться, если другой не может бросить все свои дела и кинуться тут же исполнять мою просьбу. Точно так же от любого члена семьи я жду уважения к моим собственным планам и не брошусь исполнять просьбу другого, если она нарушает мои планы. Исключения составляют обстоятельства, внезапно возникшие и требующие безотлагательности. Это честные отношения, не требующие самопожертвования. Жертвуя своими интересами, я заранее жду такой же жертвы от другого. И вместо того, чтобы жить, реализуя свои планы, я живу, посвящая себя планам другого. Это разрушает отношения. Возникают претензии друг к другу, что ведёт к обидам. Все конфликты возникают из-за неумения договариваться между собой и вырабатывать согласованность.

Таким образом, общественный договор, в котором заложены основы самоуважения и уважения другого человека, ведет к созданию гармоничных отношений, построенных на любви, согласии и взаимопонимании. Мы вместе, потому что любим друг друга, и это увеличивает наш общий потенциал путём сложения и согласованности потенциалов каждого из нас.

Выпишите желания как процессы (когда ты можешь исполнить?). Именно эти желания включайте в договор, развивая волю и самостоятельность детей старше четырёх лет. Эти процессы осуществляйте вместе с ребёнком.

Дети старше семи лет уже способны какие-то процессы осуществлять самостоятельно. Примерно к 12 годам на основе договора в детях вырабатывается ответственность за выполнение процессов, которые он выбрал исполнить.

Пример из практики

«И сейчас анализируя, по большому счету, все, что вызывает непослушание детей, идет от того просьбы звучат от меня или требования. У себя в дневнике после первого занятия я прописала претензии к детям, там одним из пунктов было его убегание от меня во время того, как мы едем на тренировку. Путь не близкий, на общественном транспорте с пересадкой и с учетом того, что едем туда мы со всеми детьми вместе, и я сильно сконцентрирована на безопасности и успеть ко времени, мне хочется, чтоб они не рассыпались, как горох по дороге и мне как в рупор не приходилось кричать сыну, чтоб он подошел ко мне и не убегал. Я приходила домой в сильном раздражении от него и от себя. И вот что произошло вчера. Когда мы вышли из дома, я подозвала сына к себе, присела на корточки и смотря ему в глаза произнесла следующее: " Сынок, когда ты убегаешь от меня далеко на улице, я чувствую тревогу за тебя и сильно волнуюсь, мне бы очень хотелось, чтобы ты шел рядом, так я смогу уберечь тебя и буду спокойна и не буду раздражаться на тебя и кричать, и поездка наша окажется спокойной и радостной". Он: " Хорошо мам, я постараюсь". Всю дорогу я наблюдала за ним и чем дальше, тем больше я радовалась, я видела, как он старается и четко помнит, то, о чем я его попросила. И когда заигравшись отбежал от остановки, где мы ждали автобус, через секунд двадцать он подбежал и сказал: "Мам, прости, я помню, что мы с тобой договорились". Я его погладила и сказала: "Не переживай, сынок, я не злюсь, я вижу, что ты стараешься". Он улыбнулся. И вечером, вернувшись домой, я чувствовала такой прилив сил и сказала ему об этом. Пишу это и ком в горле. С одной стороны, это не так прям уж и трудно перефразировать и говорить так развернуто, да это требует концентрации, это не легко сейчас, но думаю с каждым разом будет легче».

Продолжение истории спустя время:

«А вот продолжение истории...Сегодня мы вышли гулять и ровно в том месте, где мы с сыном договаривались в прошлый раз, он остановился и сказал: "Мам, а помнишь мы вчера с тобой договаривались чтобы я не убегал? Так вот, я не буду убегать!" Я была ошарашена. Я не ждала от него сегодня этого. В нем чувствовалась какая-то уверенность... Я сказал - я сделал! И вот я потом думала, отчего же, отчего же так сложилось. И я прокрутила назад то свое состояние и поняла, что я была эмоционально очень включена, в то, о чем я его просила. У меня не было сопротивления этому, тому что как-то по-иному надо выражаться. И вот еще что я за собой пронаблюдала, как говорила Любовь, не обязательно все так озвучивать, есть моменты, когда ты просишь, и они на доверии к тебе просьбу выполняют».

Как отличить просьбу от требования: https://lubovs.nethouse.ru/articles/353307
Разъяснения, требования, просьба: https://lubovs.nethouse.ru/articles/353303

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse