Статьи

Учить учиться

Попадая в учебное заведение, ребёнок не выбирает себе ни учителей, ни набор изучаемых предметов, а потому очень рано сталкивается с необходимостью заниматься тем, к чему у него интерес ещё не сформирован. Чтобы подстегнуть детей, родители и учителя начинают стимулировать их деятельность, опираясь на чувство долга.

На вопрос, для чего ему надо знать то-то и то-то, ребёнок слышит уклончивое «Так положено...». Обязательства «учиться хорошо» ребёнок на себя не берёт. Эти обязательства ему навязывают взрослые. Отсутствие выбора и непонимание «для чего...» мешают ребёнку осознать свои потребности, что делает его несчастным по-жизни, ведь только тогда, когда потребности осознаются и удовлетворяются, появляется возможность наполнить свою жизнь радостью.

Итак, со школьной скамьи ребёнок начинает стремиться к высоким стандартам. И ажиотаж вокруг оценок взрослые часто путают с любовью к знаниям. На самом деле чаще всего движущей силой «на пути к знаниям» становится страх разочаровать наставников. Неизбежным становится наказание, которое сопряжено с давящим чувством вины в случае получения ребёнком низкой оценки. На детей возлагаются надежды. И когда надежды не оправдываются, дети и родители впадают в отчаяние.

Потребность ребёнка в заботе со стороны взрослых хронически не удовлетворяется с началом обучения в школе. Родители, у которых эта потребность в детстве также не удовлетворялась, компенсируют её за счет детей: мамы/папы включаются в борьбу за статус «хорошего родителя». Это выливается в чрезмерную заботу о детях, которая лишает детей самостоятельности и ответственности. Наступает трагическая потеря «Я» у ребёнка. И часто уже к подростковому возрасту дети осознают бессмысленность собственного существования, и в них развивается душевная черствость на фоне остро переживаемого одиночества. Подростку кажется, что он сам по себе никому не нужен, а нужны только его достижения, которые компенсируют родительскую неуверенность и тревожность. Оценки-оценки-оценки-оценки...

Депрессия нынче чрезвычайно помолодела. Защитной реакцией на непонимание смысла жизни является стремление к социальному успеху, который держит в напряжении психику и, в случае провала, приводит к еще более глубокому душевному холоду.

Гордость родителей за ребёнка очень часто прикрывает бессознательное чувство стыда. Стыд проявляется тогда, когда ребёнок не оправдывает надежды. Так, восхищение ребёнком замещает любовь к нему. Ребёнок же менее всего нуждается в восхищении. Ему нужно уважение и принятие его чувств, какими бы они ни были. Он жаждет, чтобы его приняли любым: злым и уставшим, разочарованным и раздраженным. Ему важно, чтобы взрослые не тянули одеяло на себя, считая себя виновниками его растрепанных чувств, отгораживаясь от его плохого настроения, которое делает их самих «плохими» в собственных глазах. Отказ от собственных чувств для ребёнка чреват, прежде всего, потерей интереса к жизни. А родителей, когда они приходят ко мне на консультацию, волнует потеря интереса к учебе. А то, что ребёнок при этом теряет возможность сопереживания и страдает его чувство собственного достоинства, их редко волнует на фоне погони за аттестатом.

Родителям необходимо осознать, наконец-то, к чему приводит школьная система, где «надо» отравляет души наших детей ядами одиночества. Выход на семейную форму образования - это выход из оценочной системы не только для детей, но и для родителей тоже. Им самим придётся меняться, чтобы разорвать этот порочный круг разобщенности и вместе с детьми выйти на уровень осознания своих и его потребностей. Эти потребности необходимо согласовать между собой и перевести на уровень намерений. А это уже серьёзное планирование достижения совместных целей.

Родителям, которые формируют в ребёнке навыки самообразования, необходимо научиться эмоционально вовлекать ребёнка в учебный процесс и самим воодушевляться жизнью. Наличие сформированной мотивации у ребёнка делает его ответственным за результаты своей деятельности. Этому мы учимся не только на практикуме, но и в пост-тренинговой работе в закрытых группах «Команды успеха».

Когда ребёнок видит, что вы на его стороне и вам важны его интересы, ваша родительская любовь придает ему силы в поисках своего истинного Я. И тогда в процессе СО выигрывает вся семья.

Пригодится статья: http://lubovs.nethouse.ru/articles/296838, чтобы понять, как «надо» переводится в «хочу».

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse