Статьи

Обучение в диалоге

Внутренняя речь не является образцом изысканной логики и культуры языка. Поэтому рассуждение вслух помогает формализовать то, что осознаётся в момент проговаривания.

Процесс обучения не должен быть линейным, но именно такое (линейное) обучение используется в школе. Каждый ребёнок усваивает материал со своей скоростью. Рассказывая другим детям всё, что узнает, ребёнок углубляет понимание предмета своего исследования. На этом принципе основано обучение в школе Щетинина. При диалоговом обучении усвоение идёт через активное проговаривание и слушание.

Освоив какую-то часть учебного материала, ребёнок передаёт знания другому ребёнку и в момент произнесения более полно усваивает то, о чем говорит. Так, занимаясь с отстающими детьми в классе, когда сама ещё училась в школе, я сталкивалась с тем, что моё объяснение могло не восприниматься сразу. Тогда я пыталась взглянуть на задачу под другим углом, и так до тех пор, пока мой напарник наконец-то понимал смысл. Такой взгляд на проблему под разными углами зрения меня саму невероятно обогащал: я настолько глубоко проникала в суть вопроса, что становилась, в своём роде, экспертом в той области знаний, которые озвучивала.

Я применила описанный выше принцип диалогового обучения к своей дочери. Понимая, что при обучении дома она лишена группы, которая могла бы так нелинейно развиваться, я поощрила в ней желание помогать детям по скайпу. Так она довольно рано начала заниматься репетиторством. Это ей позволило не только закреплять пройденный материал, но ещё и доходить до более глубоких слоёв понимания.

Те дети, которые учатся на СО (семейная форма обучения) и имеют братьев и сестёр, могут, используя диалоговый принцип, обучать младших тому, что сами изучают на данный момент. Если ребёнок понимает учебный материал, то в момент проговаривания он доосмысливает более полно те пробелы, которые не укладывались в его голове. Упрощая свою речь до уровня младшего, он учится подавать материал просто и доступно, избегая излишней научности и отходя от дословного пересказа учебного материала, доводя своё объяснение до уровня развития мышления у своего слушателя.

Диалоговый метод обучения, таким образом, основан на том, что, обучая других детей, ребёнок развивает себя как эксперт в конкретной области. Предлагаю вам попробовать этот принцип внедрить в практику вашей семьи и проверить его в действии. Используйте любую возможность, чтобы ваш ребёнок стал наставником для другого. Это разовьёт способность не только обучать других, но будет отлично укреплять память, восприятие и представление о мире и себе.

Помимо этого, ваши дети приобретут массу нужных навыков: для них передача своих знаний станет неотъемлемой частью собственного учебного процесса. Вам уже не придётся объяснять им, зачем нужны знания, для чего нужно учиться. Они будут стремиться пополнять свои знания, чувствуя на себе, насколько этот процесс увлекателен. Они смогут в своей взрослой жизни с легкостью применять свои знания, передавать их другим. А уверенность в себе и в своих силах станет непоколебимой. Тогда отпадет за ненадобностью стремление к внешней оценке, так как дети будут иметь внутреннюю силу и знание своих возможностей, которую никто и никогда у них не сможет отнять.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse