Статьи

Вред раннего обучения детей - 1

С какой целью родители, увлёкшись идеей раннего развития детей, начинают обучать детей чтению, письму и математике чуть ли не с младенчества?

Мне видятся две причины этой спешки. Первая заключается в том, что родителям не хватает элементарных знаний о не готовности мозга ребёнка обрабатывать информацию на уровне понятий в столь юном возрасте. Вторая причина - в желании родителей компенсировать неуверенность в себе за счет демонстрации детьми исключительных способностей, которые и их делают в глазах окружающих успешными. Так или иначе, этим пользуются различного рода специалисты, которые, насаждая идеи раннего развития, по сути, делают на этом процветающий бизнес.

Когда ребёнок показывает результаты, которыми гордятся родители, он удовлетворяет свою базовую потребность в близости. Мама и папа, бабушки и дедушки и все прочие члены семьи, восхищаясь ребёнком, дают ему ласку, заботу, внимание. Поэтому дети довольно быстро осваивают навыки, потребность в которых ещё не сформирована, но подкреплена удовлетворением насущной потребности в любви. Если ребёнок ошибается или из желания играть отказывается выполнять требования родителей в освоении знаний, планка которых явно завышена, то он быстро уясняет, что одобрение будет получено только при исполнении определённых требований. А если он не оправдает ожидания родителей, то получит порицание, что приведёт к отсутствию тепла в отношениях.

Родители радуются успехам ребёнка, которых он достигает, чтобы получить близость. Но родители не замечают этого, как не замечают, что при этом страдает эмоциональная сфера ребёнка. Как это происходит? Дело в том, что радость мы испытываем, когда потребности удовлетворяются. Уступая взрослым, ребёнок «забывает» удовлетворить свою любознательность в игровой среде и в тех процессах, которые интересны ему. Он начинает получать радость от того, что радует других. Сценарий «Радуй меня» прочно входит в его жизнь. И потребность удовлетворять свои желания отпадает. Более того, исполнять свои желания опасно: мама, папа могут огорчиться. Запрет на желания становится нормой для такого человека. Сможет ли ребёнок, став родителем, позволить своему ребёнку смело реализовывать свои задачи, а не задачи мамы, папы?

Теша свои амбиции, родители навязывают малышу такой ритм жизни, что для игр у него не находится места. Лишая ребёнка свободного времени и возможности размышлять, родители получают «на выходе» довольно инфантильное существо, не способное не то, что бы осознать свои потребности и желания, а даже и представить, что они могут быть. Если ребёнок не научился постигать смысл явлений через прямое взаимодействие с миром в игре, он не способен выйти на уровень логического мышления и уяснить причинно-следственные связи этих явлений.

Но более всего урон наносится его эмоциональной сфере таким ранним заучиванием того, смысла чего он не понимает. Родители, которые сами ориентированы на социальный успех и конкуренцию, возводят в ранг сверх ценных задач, формируют в ребёнке неумение сотрудничать с людьми ради достижения общих целей. Ведь только в совместной игре дети постигают законы мирного решения конфликтов, развивая свой эмоциональный интеллект.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse