Статьи

Работа с текстами

Всё, что мы произносим, можно напечатать в виде печатного текста. Поэтому кроме печатных текстов существуют аудиальные. Важно научить детей работать с любыми текстами. Это позволит им понимать тексты, прослушивая и прочитывая их. И в равной степени, идя за нитью повествования, извлекать знания из потока информации.

Навык работы с текстами - важная составляющая самообразования, когда человек самостоятельно «берет» информацию в любом объеме. Ему уже не требуется помощь учителя в том, чтобы дойти до сути изложения. Прописывание структуры текста очень важно для понимания общей картины явления или процесса.

В прошлом я преподаватель ВУЗа. Я видела, как этот навык работы с текстами не развит у большинства людей. Как мало студентов, умеющих самостоятельно осмысливать полученную информацию и делать выводы на основе результатов своих лабораторных исследований. Они сталкивались с трудностями перевода знаний, полученных практически, в теоретическую плоскость, а теорию не могли увязать с практикой. Эти проблемы берут своё начало в детстве, когда формировалось их мышление, слишком теоритезированное и оторванное от практики.

Вырастая, ребёнок из хаоса своих внутренних предпочтений вычленяет главное и приоритетное. Казалось бы, цель, определённая им самим, может быть гарантом его обучения. Так, многие родители желание ребёнка учиться принимают за готовность его к познавательной деятельности. Но наступает момент, когда становится ясно, и чаще всего уже в разгар обучения, что ребёнок не готов воспринимать осмысленно любую информацию. В чем причина таких трудностей?

Важно не только много общаться с ребёнком, но вовремя объяснять смысл слов, непонятных ему. Не на словах объясняя, а связывая их с образами слов. Когда взрослые отмахиваются от многочисленных: «Что это?» и «Почему?», выражая своё раздражение, то ребёнок однажды перестаёт спрашивать. Этот его отказ от собственного любопытства потом выливается в трудности при обучении. Маленький образный словарный запас мешает понимать информацию, смысловая последовательность которой прерывается и разбивается на части. Эти части трудно потом соединить вместе. И вместо того, чтобы понимание смысла шло от общего к частному, у ребёнка формируется механизм восприятия от частного к целому. Результат такого восприятия я и видела в свои студентах, что вело к буквальному восприятию.

Этому, так же, способствует форма подачи учебниками учебного материала, которая дробит большую тему на маленькие кусочки: параграфы. Это обусловлено тем, что за урок учитель может рассказать только малый объём информации. Если учесть, что урок часто прерывается, то маленькая часть дробится на ещё более незначительные куски. Кроме того, дома учеником даже эти фрагменты часто не выучиваются. В итоге, знания утрачивают причинно-следственные связи и становятся хаотичными. На их основе невозможно принимать правильные решения и делать адекватные выводы, что в дальнейшем приводит к ошибкам в практической деятельности. Ребёнок не может воспроизвести знание, он его интерпретирует в меру своего понимания. Но главное: он не может осмыслить общую картину всей совокупности услышанного и заученного по фрагментам.

Вот и приходится многим ученикам заучивать формулировки правил буквально, в строгом соответствии чередования слов, не понимая смысл высказывания. Мало того, сами учителя часто требуют такого буквального заучивания. Когда во время аттестаций Лиса точно воссоздавала смысл правил русского языка или формулировок естественнонаучных дисциплин, учителя требовали от неё точного их воспроизведения строго по тексту. Такие требования отупляют детей. Но школьные педагоги не видят в этом никакой проблемы.

Кроме того, не всегда смысл предложения и текста определяется смыслом отдельных его слов. Пословицы и поговорки, идиомы, слова в переносном смысле, встречающиеся в тексте, воспринятые буквально, разрушают целостную картину знаний. «Большой фразеологический словарь для детей» издательства «ОЛМА-ПРЕСС» содержит около 400 идиом, фразеологических оборотов, смысл которых не может быть понят из значений слов, входящих в их сочетание. Он поможет детям всех возрастов пополнить запас фразеологизмов, что позволит им воспринимать информацию на уровне общих смыслов, а не на уровне смыслов отдельных слов.

Низкая скорость чтения значительно снижает качество понимания текста. Читая предложение, ребёнок уже к его концу теряет смысл прочитанного. От этого растёт внутреннее напряжение, и ребёнок теряет интерес к процессу, который должен был удовлетворять его природное любопытство. Поэтому очень важно, как можно раньше приобрести навыки скорочтения. Лиса занималась по кубикам Зайцева. Начав занятия в 3 года и 8 месяцев, она уже к 4 годам читала со скоростью, вполне достаточной, чтобы понимать читаемое. А к 8 годам имела навыки скорочтения. Это существенно ускорило процесс понимания информации. Методика Зайцева в принципе уже на старте даёт возможность детям читать осмысленно.

Чтобы сохранить полученную информацию часто приходится делать конспект. В том виде, в котором учат их делать в школе - это бессмысленная трата времени и сил. Текстовый конспект трудно воспринимать в целом, трудно вычленить отдельные части целого и увидеть логические связи между отдельными информационными блоками. Я дала Лисе технологию составления интеллект-карт. Такая технология работы с текстами позволяет быстро их сворачивать, позволяя охватить одним взглядом всю информацию целиком. Кроме того, интеллект-карта легко расширяется добавлением новой информации к отдельным её фрагментам. Эта прогрессивная технология не преподаётся даже в ВУЗах. Но с помощью неё процесс разработки любого проекта становиться эффективным и быстрым. Так я пишу свои работы. Так Лиса записывает лекции и видит наглядно те места, которые слабо проработаны. Поэтому не требуется сторонней подсказки, чтобы увидеть, каких знаний недостаёт.

В интеллект-картах логические цепочки становятся наглядными: перед глазами на одном листе находятся логически выстроенные сведения. Не надо перелистывать страницы, напрягаясь от удерживания только что просмотренной части. Такой вид обработки информации значительно упрощает процесс обучения и высвобождает кучу времени для её творческого осмысления. Процесс учёбы становится лёгким. Кроме того, ранние навыки составления таких карт, даже когда ребёнок ещё не умеет читать, формирует такое мышление, с помощью которого он все получаемые знания легко подвергает анализу. Ребёнок приобретает умение из любых разрозненных сведений воссоздать общую картину целого с полным пониманием. Такому человеку уже трудно что-либо внушить. И он перестаёт быть среднестатистическим большинством, не умеющим думать самостоятельно, признающим исключительно авторитетное мнение и не умеющим вырабатывать своё собственное.

Итак, обширный словарный запас, скорочтение, освоение технологии интеллект-карт - всё это влияет на формирование мышления, способного проникать в суть явлений и познавать их истинную природу. Обработка любого массива информации перестаёт быть проблемой.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse