Статьи

Как вырастить целеустремлённого человека?

Я вижу цель и я к ней иду. Цели отражают моё желание достичь того, что будет радовать меня. Но если слишком любить цель, не умея наслаждаться каждодневным процессом её достижения, то сама по себе цель не принесёт счастья. Как научить детей свои желания осуществлять самостоятельно, ведь именно в желаниях заключена огромная жизненная сила?


Я на семинаре привожу схему формирования желаний, которая совпадает с формированием мышления. Она помогает понять, каким образом идёт развитие ребёнка от пассивного потребления благ к активному созиданию собственного мира.


Итак, вот эти этапы:

КТО? ЧТО? - ребёнок, взаимодействуя с миром, познает мир объектный.


ЧТО ДЕЛАЕТ? - ребёнок, взаимодействуя с объектами мира, познает временной контекст мира и начинает осознавать себя через действия, учится понимать, какие действия приводят к удовлетворению или неудовлетворению желаний, реагируя эмоционально на свои поступки и на поступки окружающих.


КАКОЙ? - ребёнок познает качество предметного мира и качество процессов (что делает?). Качество оценивается, ему придаётся эмоциональная окраска (нравится/не нравится).


ГДЕ? - ребёнок открывпет пространство. И тоже эмоционально реагирует на то, где он счастлив/не счастлив, начиная избегать негативных пространств и стремясь к позитивным.


Все перечисленные этапы раскрытия сознания через эмоциональность формируют иерархию желаний.


Люди, удовлетворяющие базовые потребности ребёнка (выживание, защита, близость), вызавают в нем желание взаимодействовать с ними. Процессы, имеющие для ребёнка положительную эмоциональную окраску, вызывают в нем желание повтора. Желание, таким образом, это то, к чему ребёнок стремится, чтобы получить удовольствие.


Этот этап характерен для детей от 0 до 7 лет, которые не могут ещё самостоятельно удовлетворять свои желания, но потребность получить удовлетворение есть.


Удовлетворенная потребность дает позитивную энергию жить. Потребность - это то, что требуется постоянно - некая жизненная константа. Желание - это временный внутренний «движок», за которым человек идёт - некая жизненная переменная. Как только желание исполнено, оно уже не имеет энергии вести человека за собой. Наступает скука - отсутствие энергии. Из состояния скуки выводит энергия нового желания.


Желания соблазняют - дают силу движения вперёд, но одновременно с этим, при множественности желаний, они мучают того, кто не может с ними совладать. Если воля слаба, то устоять перед напором энергии желаний человек не может, стремясь любыми способами получить удовольствие от обретения всего, что хочет. Одновременно удовлетворить все желания не удаётся. Растет неудовольствие собой или людьми, препятствующими удовлетворению желаний.


Потребность в череде желаний появляется как потребность чувствовать энергию соблазна, что ведёт к формированию потребности видеть смысл жизни в наслаждениях (гедонист).


КОГДА? - в течение какого времени ты можешь подождать осуществления желаний (7-12 лет) ради осуществления того желания, которое на данный момент в приоритете? Если желания ребёнка не ограничить временным контекстом, то у него не разовьётся воля (раздел семинара «Развитие силы воли»).


Если ребёнка не научить самостоятельно достигать желаемого (КОГДА? - в течение кокого времени ты намерен осуществить желаемое?) с учетом границ другого человека, то формируется личность, склонная к наслаждению за чужой счет - инфантильный гедонист (поглотитель наслаждений, не умеющий достигать желаемого самостоятельно).


Потребность получать наслаждение за чужой счет, соединяясь с неудовлетворенными базовыми потребностями, делает человека чрезвычайно зависимым от тех, кто имеет материальные ресурсы, так как удовлетворить объектные желания (хотелки) может только человек, имеющий деньги. Чтобы выжить в такой зависимости, человек становиться манипулятором.


ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?
Иначе, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
Это - этап формирования зрелой позиции по отношению к желаниям: я знаю, что хочу делать, в каком качестве, где, и знаю, когда намерен осуществить желаемое (от 12 лет и старше). И желание уже воспринимаю как процесс, а не как объектную единицу (хотелки). На этом этапе развития желания становятся для человека целями, которые он способен осуществлять самостоятельно, либо с использованием ресурсов (время, усилия, деньги) других людей. Использовать ресурсы других людей без манипуляций удаётся за счет умения договариваться с ними. Как научить ребёнка такому сотрудничеству, я рассказываю на семинаре в разделе «Семейный договор».


Как заработать деньги на свои желания: http://lubovs.nethouse.ru/articles/309055

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse