Статьи

Гнев как манипуляция

Если мама не раз на глазах у ребёнка получала выгоду от манипуляции, замешанной на злости, то, со временем, ребёнок перенимает такое манипулятивное поведение. Он ищет любой повод, чтобы неосознанно вызвать в себе злость с целью получить выгоду.


Вырастая, ребёнок начинает чувствовать злость всякий раз, когда склоняет людей на исполнение желаемого. И злится он из-за сущих мелочей. Так, злоба становится реакцией на неудовлетворённость потребностей, которые он не научился распознавать и выносить на осознанный уровень. Как только потребность созревает, тут же начинает зарождаться и злость.


Постепенно складываются стереотипы поведения в отношении потребностей, основанные на запуске тех или иных эмоций. «Так стоит ли от гнева отказываться?», - спросили меня.


Если человек хочет удовлетворять свои потребности за счет других, то злоба может возникнуть в ответ на нежелание людей исполнять его нужды. Он начинает обижаться, вынуждая людей заглаживать свою вину. Так, он сознательно манипулирует людьми, получая от отношений выгоду. В этом случае его гнев ему необходим для запуска процесса манипулирования, замешанного на чувствах ОБИДА/ВИНА. И в этом случае от гнева не имеет смысла отказываться.


Если человек хочет удовлетворять свои потребности самостоятельно, не тратя силы на манипулирование и поиск людей, которые исполнят его потребности, то, когда потребность не удовлетворяется, он может почувствовать злость на себя. Он может «зависнуть» в этом эмоциональном состоянии, либо сбежать от него.


Как только ребёнок понимает принцип возникновения эмоций позитивных и негативных, то у него злость быстро проходит, так как опыт формирует потребность разобраться, какая же нужда была не удовлетворена.


А принцип простой: потребность удовлетворяется – возникает позитивная эмоция; потребность не удовлетворяется – возникает негативная эмоция. Побег от негативной эмоции не позволяет увидеть, какая потребность не удовлетворена. А значит, бегая от боли, человек бегает от своих желаний.


Когда неудовлетворенность жизнью накапливается, ребёнок впадает в состояние скуки и апатии. В нем нет жизненной энергии, которую он мог бы пополнить, удовлетворяя свои потребности, нужды, желания. Теперь он может сделать осознанный выбор. Выбор заключается в желании взять на себя ответственность за свою жизнь или в отказе от ответственности.


Глупо было бы предполагать, что все свои потребности каждый ДОЛЖЕН исполнять сам. Ответственность состоит в понимании и умении удовлетворять потребности иногда с помощью других, но по договорённости с ними.


Если я выбираю какие-то потребности удовлетворить за счет других людей, но отказываюсь от манипулирования, то честно выражаю просьбу, озвучивая свои желания. Просьба – это не требование безоговорочного исполнения. Поэтому, выражая просьбу, я допускаю возможность отказа.


Если на отказ у вас возникает злость, то будьте честны и найдите в себе силы признать, что ваша просьба была уловкой, скрывающей прямое манипулирование с целью непременного исполнения требования, а не просьбы.

По материалам тренингов: http://lubovs.nethouse.ru/articles/277783

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse