Статьи

Обида-вина

Продолжение статьи: http://lubovs.nethouse.ru/articles/296828


Маленький ребёнок бьёт маму по руке. Она не обращает на это внимание - так посоветовала подруга. Малыш бьёт сильнее. Он хочет привычной реакции. Наконец, мама кричит: «Не бей меня!» и шлёпает малыша (ОБИДА). Малыш доволен - он получил порцию внимания. И он готов за нее платить цену и подзатыльника, и шлепка по попе, потому что тогда можно ещё больше привлечь мамино внимание, разревевшись (ОБИДА), чтобы удовлетворить ещё одну потребность - в игре.


Как только малыш заревёт (ОБИДА), мама начнёт его жалеть, целовать, тискать - заглаживать вину перед ребёнком (ВИНА). Ребёнок тот час же начнёт ластиться, заглядывать маме в глазки, пытаясь определить, простила ли она его и будет ли с ним играть. Если она снова игнорирует его потребность в игре, то цикл вновь и вновь повторяется.


Итак, налицо втягивание ребёнка в психопатический цикл: ОБИДА - ВИНА - ОБИДА - ВИНА, где обида и вина сменяют друг друга. То мама обидится на малыша, то малыш на нее. То мама испытает чувство вины, то малыш.

Малыш пока ещё не умеет удовлетворять свои потребности полностью самостоятельно, поэтому он полагается на взрослых в получении того, что он хочет.


А получать желаемое напрямую люди, привыкшие крутить психопатическое колесо, детей не учат. Такие родители вместо прямых просьб говорят на языке претензий, критики, угроз. Они сами, порой, не догадываются о своих потребностях, не умея их удовлетворять за счет собственных усилий. Как же они могут тогда этому научить своих детей?


Ребёнок быстро усваивает урок общения на языке обид и вины. Он не учится напрямую выражать то, что хочет получить за счет других. Он не выносит на осознанный уровень свои потребности, а значит не пробует их удовлетворять за счет собственных усилий, так как привыкает их удовлетворять опосредованно за счет других, манипулируя людьми на чувстве обиды и вины.


Постепенно складывается мировосприятие, где обязательным условием любви является требование, чтобы любящий смог догадаться о ваших потребностях и удовлетворить их. А если не догадается, то можно обидеться и получить от партнера всё, что попросишь не напрямую, а в упреках и скандалах.


Психопатические циклы удобны тем, кто крутит колесо обид и вины, получая выгоду: не надо нести ответственность ни за свои эмоции, ни за удовлетворение свои потребностей. Знай себе качай жизненную энергию из того, кого винишь, или отдавай её тому, кто обидами понуждает тебя на заглаживание вины. В итоге, ни у того, ни у другого потребности не удовлетворяются. И оба несчастны.


На моих тренингах родители говорят о том, что хотят вырастить детей счастливыми. Вы знаете как это сделать, не выйдя из циклов обиды и вины? Вы знаете свои потребности? Вы можете их удовлетворять за счет собственных усилий? Вы знаете потребности членов своих семей? И вы можете согласовывать эти потребности между собой так, чтобы ни одна из них не была пожертвована на алтаре семьи?


Именно на удовлетворении потребностей строится любая мотивация (и мотивация к учёбе тоже). И на удовлетворении же строится умение договариваться (планирование самообразования). Удовлетворение потребностей делает нас счастливыми (увеличивает мотивацию до вдохновения). Осознание потребностей делает нас целеустремлёнными (приводит к успеху - мы успеваем воплотить свои мечты).


Допустим, вы уже знаете многое о своих потребностях. И даже знаете, как будете осуществлять процессы по их удовлетворению, но что-то начинает «сливать» ваш азарт, разочаровывая вас и смущая отговорками. Именно так ваши дети, загоревшись новым и интересным, постепенно скатываются в то, что вы называете «ленью» и «тянуть резину»? Так что же происходит? Что мешает реализовывать целеустремленность и лишает вдохновения мотивацию?


Вы хотите узнать об этом больше и научиться, в сущности, простым приёмам, делающим вас счастливыми от того, что ваши потребности вовремя удовлетворяются вами же самими?


Если вам важно разобраться в том, что же делает самообразование детей и взрослых успешным, тогда вам стоит пройти курс обучения у меня. Я знаю в этом толк: сама не училась в школе и получила престижное образование, став преподавателем московского ВУЗа; обучила по своей системе дочь, которая за шесть лет закончила школу на самообразовании, получив максимальный балл аттестата и золотую медаль в 14 лет.


Этот курс состоит из двухдневного семинара и двухдневного практикума. Позвоните организатору того города, который вам удобнее всего посетить. Расписание семинаров и тренингов найдете здесь: http://lubovs.nethouse.ru/articles/277783


После окончания курса, вы попадаете в закрытые группы «Команды успеха», в которых ведётся серьёзная пост-программная работа с выпускниками курса. Это позволяет родителям и детям делать настоящие прорывы в своей практике самообразования, получая профессиональную поддержку по мере прохождения аттестаций.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse