Статьи

Семейный договор

1. СЕМЕЙНЫЙ ДОГОВОР
1.2. КАК «Пожелания взрослых» И «Пожелания детей» СВЕСТИ В ЕДИНЫЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ДОГОВОР

ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи: http://lubovs.nethouse.ru/articles/274885


В предыдущей статье мной была высказана мысль о том, что «семейный договор рассчитан не только на освоение умения договариваться друг с другом. Договор учит делать выборы, тренирует волю, учит планировать, брать ответственность за решения и результаты выборов на себя. Он не является подручным средством выработки послушания. Если договор не предусматривает выборов, то он превращается в ультиматум: «Если ..., то (вставьте сюда свой излюбленный родительский «кнут» или «пряник»)»».


Вы видите на картинке «Пожелания взрослых» и «Пожелания детей». Итак, эти списки необходимо увязать между собой, чтобы получить на их основании внутрисемейный договор.


Желательно, чтобы многосторонность пожеланий была не обезличена.


В списке, который составлен взрослыми, вы можете заметить требования, которые предусматривают послушание, а не возможность выбора, пока мы их не увяжем между собой. Что я имею ввиду? Вы связываете некий процесс, исполнение которого повлечет наступление события, важного для ребёнка. Например, вы можете увязать два процесса «В конце дня в 8 часов вечера убирать все игрушки по своим местам» и «Совместный просмотр фильма/мультика». «Уборка игрушек» - это цена, которую ребёнок готов заплатить за «Совместный просмотр». Если ценности в совместном просмотре он не найдёт или эта ценность будет меньше той цены, которую надо будет заплатить за её исполнение, то не расчитывайте на то, что договорённости будут исполнены на основе внутренней мотивации ребёнка. Потребуется внешний стимул, который приведёт к послушанию. Поэтому от вас потребуется понимание соизмеримости «Пожеланий».


В списке, который составлен детьми, есть желания, осуществление которых требует усилий и времени со стороны родителей, но не самих детей. По сути, это вознаграждения, которые являются пряником для исполнения требований и ожиданий со стороны взрослых. Так формируются условные рефлексы, благодаря которым ребёнок привыкает реагировать на внешние стимулы. Они являются сутью внешней мотивации. Если применить такую стратегию, то результаты вас могут радовать, так как дети научатся исполнять ваши требования в ответ на поощрение. Это похоже на дрессировку. Возможно, вы предпочитаете такой короткий путь: требование -> внешний стимул -> исполнение ради вознаграждения.


Такая стратегия, которая предусматривает вовлечение родителей в процессы, совместные с детьми, хороша, если внутри этого процесса ребёнок занимает активную позицию, и вы ему нужны как наставник, как эксперт, как помощник, как наблюдатель... Важно запускать такие процессы, которые важны для ребёнка и которые его развивают даже без вашего непосредственного участия, а потому не являются вознаграждением: ему важен процесс, а не его внешняя оценка. Пассивная роль потребителя благ, которые вы предоставляете ребёнку, приносит ему вред, так как не стимулирует его к достижению того, что он хочет получить за счет собственных усилий.


Помните, что МОТИВАЦИЯ = ЦЕННОСТЬ > ЦЕНА: https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-7319…


Поэтому увязывайте между собой «Пожелания взрослых» и «Пожелания детей» на этом принципе, учитывая то, что в детском списке пассивные вознаграждения постепенно заменяются процессами, в которых дети играют активную роль как исполнители, а не как потребители благ.


Внутреннюю мотивацию называют ещё самодисциплиной, но суть не меняется от того, как этот процесс назвать.

Материалы взяты из переписки с Оксаной Астрелиной с её на то согласия: https://vk.com/id22688385


Фотографии отображают процесс продвижения Оксаны и её семьи к выработке своего уникального семейного договора. Они смело пробуют разные подходы. Этот процесс их увлекает и приносит свои плоды. Вот что она пишет: «Но идет время - идет работа. Я неустанно экспериментирую с семейным договором, ищу нужные кнопочки, нахожу, получаю прекрасные результаты! Я, как слепой котенок, но через пробы и ошибки неизменно оттачиваю наше совместное, комфортное, здоровое, честное, равноценное взаимодействие. Помогает муж успешными действиями! И вот мы уже очень многого добились! Дети расцветают, им самим интересно!»

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse