Статьи

Творим реальность

Ограждая детей от сложностей, мы оказываем им медвежью услугу: не учим их выходу из сложных ситуаций и ведём себя так, словно всю жизнь рядом с ними будет находиться человек, защищающий их.


Дети вырастают и всё равно сталкиваются с разноплановыми событиями. Событие, само по себе, нейтрально. Оно окрашивается в те или иные эмоциональные тона и получает наши характеристики в зависимости от нашей оценки. Мы оцениваем события в соответствии с внутренними установками, сформированными в детстве.


Мало того, именно на основании установок делаются прогнозы событий. То есть, событие ещё не случилось, а мы уже предполагаем, чем оно закончится. Эти предположения касаются прошлых событий, но никак не тех, в гуще которых мы находимся. Так, свой и чужой опыт может стать ограничивающим фактором. Отсюда произрастают все наши страхи, которые мешают жить.


Пока ребёнок находится под родительской опекой, важно научить его самостоятельно анализировать события, уже случившиеся в его жизни. Если любое событие разложить по-шагово, то можно увидеть первопричину, приведшую к именно той развязке, которая случилась.


Анализ позволяет выработать умение прогнозировать события, основываясь не на предыдущем опыте, а на фактических данных, таких, например, как эмоциональное состояние всех участников события, и цели, которую эти участники преследуют.


У любого события есть первопричина. Если мы её видим, то умеем повернуть ход событий в такое русло, которое приведёт нас к развязке, устраивающей нас. Мы перестаем быть марионетками в руках судьбы или других людей.


Если, видя последствия, мы берём ответственность за свои действия, то отпадает соблазн винить других в случившемся. Так ребёнок вырастает из парадигмы «Игрушка сломалась» и приобретает характеристики взрослого человека, отвечающего за свои поступки, а потому он говорит: «Я сломал игрушку». То есть от обвинения мира во всех тяжких вещах, которые, якобы, сами собой случаются в его жизни, человек приобретает зрелый взгляд на события, у которых всегда есть первопричина.


О том, как научить детей анализу, мы поговорим на моём семинаре.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse