Статьи

Подводные камни самообразования

Просто переведя детей на СО, родители думают, что могут уже только этим фактом получить на выходе лучший результат. Но в итоге всё самое худшее от школьной системы переносят в семью и коверкают судьбы своих детей.


Как-то мне одна мама перед семинаром сказала: «Да, ума большого не надо, чтобы учить на СО своих детей». После семинара печально добавила: «Действительно, просто обучать детей на СО, большого ума не надо, но и выигрыша можно не получить, если обложить ребёнка репетиторами и контролировать каждый его шаг. По сути, тогда семья превращается в аналог школы, и смысл ухода из школьной системы утрачивается».


С момента, когда мой проект стартовал, я получала множество сообщений, в которых меня упрекали в том, что я на пустом месте из ничего раздуваю проблему. Вот одно из них: «Чему вы можете учить на своих семинарах, если перевод детей на СО предусмотрен законом? И, как вы сами говорите, достаточно знать своё право, чтобы его реализовать. Тогда, получается, что достаточно написать заявление в отдел образование - и всё! Чего огород городить-то?! Те, кто отважится на это, сами найдут способы обучить детей дома. О чем говорить на семинаре в течение двух дней?!!!»


Теперь в конце учебного года я получаю не менее эмоциональные письма, в которых родители с грустью констатируют о проблемах с аттестациями. Весь год ребёнок был предоставлен свободе самовыражения, а сейчас, накануне годовых аттестаций, семья переживает стресс от авралов. Свобода обернулась проблемой, к которой семьи были не подготовлены.


Сейчас, когда СО набирает обороты, многие переводят детей на семейное обучение, даже не представляя о тех подводных камнях, которые их ожидают в этом процессе. А потом, разочаровавшись, пишут статьи или комментарии, обличающие СО. Я понимаю этих людей и сочувствую им: вместо плюсов, которые имеет такая система образования, они получили горький опыт поражения. Дети испуганы, родители раздражены. А ведь всех этих сложностей можно легко избежать, если знать, как правильно организовать процесс самообразования.


Начитавшись А. Нилла «Саммерхилл - воспитание свободой», родители спешат предоставить ребёнку свободу, первоначально не научив его ответственности. Они забывают, что свободой А. Нилл «лечил» детей, травмированных школьной системой. Его целью было восстановить психическое здоровье детей. Он отказался от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, чтобы дети могли развиться настолько, чтобы снова почувствовать вкус к жизни, утерянный в стенах школы. Повальное увлечение этой книгой, прекрасной во всех отношениях, привело к тому, что родителями был упущен из вида тот факт, что с абсолютной свободы начинать воспитание ребёнка нельзя, иначе это может привести к печальным последствиям.


Несомненно, ребёнок в атмосфере безусловной любви раскрывает свои природные дарования более полно, чем в среде тотального контроля. Но если в семье процветает только принцип свободы без попыток привить ребёнку ответственность через формирование в нем понимания необходимости Закона и Порядка, то ребёнок вырастает безответственным, капризным, требовательным. Если семья переусердствует с контролем, то ребёнок становится инфантильным: его воля сломлена. Семье следует быть одновременно и доброй Матерью, и строгим Отцом. Поэтому я на семинарах говорю о важности воспитания в детях ответственности, чтобы он сумел распорядиться свободой во благо себе и обществу. Для этого ребёнка надо научить регламентировать жизнь через умение самостоятельно планировать свою деятельность и жить в условиях общественного договора.


Чтобы подготовить детей к самообразованию, надо знать, как это делать. Как готовить детей к школе, знают многие. А как готовить детей к самообразованию? Именно об этом я говорю на своих семинарах. И за моими плечами - более, чем тридцатилетний опыт такого обучения.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse