Статьи

Случай в поезде

Ребёнок полутора лет ходит по вагону. Мама неотступно следует за ним. Ребёнок останавливается рядом то с одним человеком, то с другим. Вот он протягивает руку к печенью, лежащему у меня на столе.


Мама: «Ты так и будешь клянчить пряники у всего вагона?»
Ребёнок: «Ыыыы», - получив печеньку.
Мама: «А сказать спасибо забыл? Сколько раз тебе говорить, что клянчить не хорошо?! В следующий раз останешься у бабушки! Будешь знать!».


Иногда абсурдность высказываний, адресованных детям, столь очевидна. Только не очевидна она говорящему. Но что стоит за такого рода сообщениями?


Можно ли предположить, что мама всерьёз ожидает такой осознанности от полуторагодовалого ребёнка, чтобы суметь оценить собственные поступки? В состоянии ли вы осознать, что же движет вами, когда вы разговариваете с малышом так, словно перед вами человек, отдающий отчет своим действиям?


Мама явно общалась не с ребёнком. Она реагировала на предполагаемые оценки, которые роились у неё в голове и принадлежали к разряду невысказанных претензий со стороны окружающих людей. Ещё нет никакой реакции со стороны, а она уже оправдывается, перенося ответственность за происходящее на малыша, который ни сказать не может, ни осмыслить сказанное мамой не в состоянии. Малыш усваивает осуждение на уровне своей незрелой эмоциональности. Такого ли результата мама хотела - заронить зерно вины, которое однажды прорастёт?


Ориентированность на внешнюю оценку не позволяет родителям видеть потребности своего малыша, предоставляя такой вид коммуникации своему ребёнку, который не соответствует ни его возрасту, ни уровню его развития.


Сообразность - важный элемент взаимодействия с ребёнком. Незнание возрастных особенностей развития его психики, уровня развития его мышления и эмоциональности приводит к родительской несостоятельности как наставника. А в итоге страдают дети.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse