Статьи

О семейном образовании

Хочу поговорить с вами о важности образования, отличного от школьного, не прибегая к сравнениям школы с камерой хранения и тюрьмой, которые уже изрядно избиты.


Отвергая школьную систему, я не могу сказать, что школа - это зло. Там я встречала много прекрасных учителей, встреча с которыми может оказаться для ребёнка тем Чудом, о важности которого я говорю на своих семинарах. Я против школьной СИСТЕМЫ.


Мне не нравятся способы подачи учебного материала, межпредметные нестыковки, неразумное использование времени без учёта особенностей мозга усваивать новую информацию. Складывается впечатление, что взрослые делают всё возможное, чтобы ребёнок не был «предоставлен самому себе», считая это время, потраченное на себя, бездельем, ведущем к лени. А потому они делают всё возможное, чтобы ребёнку некогда было сделать передышку и окунуться в собственные, а не навязанные ему, миры. И если родители переводят ребёнка на СО, имея такой взгляд на воспитание, то это самый худший вариант развития ребёнка, какой только можно представить.


Мне не нравится в школьной системе усреднение темпов развития детей, приёмы дидактики, не учитывающие главенство интереса к изучаемому материалу перед необходимостью изучать то, что важно взрослым, но не ребёнку. Именно эти моменты влияют на снижение интереса детей к знаниям. Но я не согласна со сторонниками СО, говорящими о том, что ребёнку надо предоставить полную свободу в выборе интересов. И вот, почему. Во-первых, умению выбирать надо учить. Вы сами умеете без перенапряжения психики выбирать из равнозначно приятных возможностей то, что более всего вам подходит? И будете ли ответственно и последовательно следовать за своим выбором? Так вот, это во-вторых: свобода без ответственности ведёт к анархии. И хороша она только на уровне высокого развития Духа, когда ЭГО уже не правит бал, или в качестве терапевтического средства по отношению к тем, кто травмирован тотальным контролем, как у А. Нилла в книге «Школа Саммерхилл».

Я не согласна с теми, кто говорит о том, что изучение математики и естественнонаучных дисциплин не важно для жизни. Естественнонаучное образование очень важно с точки зрения развития когнитивного интеллекта. Простые умения читать и считать не могут стать основой освоения профессиональных навыков любого уровня сложности. Например, профессию бухгалтера нельзя рассматривать как просто навык делать некие расчеты. Человека, который умеет считать на калькуляторе, не обучить бухгалтерии, если у него не развито хотя бы логическое мышление. Он будет способен тупо выполнять пошаговые алгоритмы, не понимая логики расчётов. Бухгалтер, на мой взгляд, это не расчетчик, а аналитик.


Поэтому неразумно выкидывать за борт всю математику, которая, на мой взгляд, призвана «причесывать» ум, давая человеку мощный аналитический аппарат, который ему пригодится даже в повседневной жизни. Только не следует уделять столько времени изучению готовых алгоритмов. Надо выводить ребёнка на уровень решения открытого типа математических задач олимпиадного уровня.


Изучение алгоритмов не займёт столько времени, сколько тратится на их изучение в школе. А вот освоению практических расчетов стоит уделить колоссальное количество времени, чтобы раскачать свой ум до решения нестандартных задач. Учась в школе, ребёнок не может так перераспределить своё время, чтобы и школьную повинность нести, и заниматься по-настоящему полезными развивающими занятиями без физической и психической перегрузки.


Родителям, переводящим своих детей на СО, относиться к образованию следует очень вдумчиво, отвечая себе на вопросы: «Как усвоение информации становится знаниями? Что есть знания? С какой целью осуществлять обучение? Какие навыки приобретаются в процессе разных образовательных стратегий? Какую из стратегий предпочесть?». Если не ответить на вопрос ещё более глобальный: «Для чего мы даём детям образование?» -, можно пустить образовательный процесс на самотёк и прийти к плачевным, непредсказуемым результатам.


Таким образом, выход из системы школьного образования должен иметь мотивацию не ухода ОТ школьных проблем, а мотивацию стремления К возможностям иного образования. Какого? А вот тут и пригодится полное понимание того, какие навыки нужно сформировать в детях, чтобы они могли полученные знания применить в жизни. Здесь как раз и встаёт важность развития эмоционального интеллекта, с помощью которого человек может внедрить свои идеи в практику, так как любую свою цель мы осуществляем посредством грамотного взаимодействия с людьми: достигаем своих целей без ущемления интересов тех, с кем сотрудничаем.


Как видите, развивать нужно и КОГНИТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, и ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Не думайте, что вам как родителям не нужно знать всех тонкостей этих процессов и достаточно довериться в этих вопросах специалисту. Они ведь тоже люди и не всегда обладают широтой взглядов на эти два важнейших для жизни аспекта. Кроме того, основное время дети проводят с вами, и процесс образования надо рассматривать как непрерывный. Сама жизнь учит нас.


И ваши знания о жизненных процессах дают колоссальную пищу для детского ума. Беря в руки бразды правления образовательным процессом детей, не перекладывая свою ответственность на специалистов узкого профиля с самого раннего детства, вы обучаете и себя, становясь хозяином своей судьбы.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse