Статьи

Ещё раз об эмоциональном интеллекте

Малыш плачет и, соответственно, нечто чувствует, когда с ним что-то неожиданно происходит. Но понять причин своих переживаний он не может. Его собственная эмоция пока не опознана ни им, ни мамой, находящейся рядом.

Малыш её (эмоцию) не может опознать, так как его словарный запас ещё мал для этого, а мама ещё не прислушалась к этой эмоции, отраженной в её психике с помощью зеркальных нейронов.


В материнской психике эмоции малыша заглушает более сильная и легко узнаваемая ею собственная эмоция страха. И мама спешит именно её выдать на-гора, называя её страхом. «Ты боишься», - говорит мама. И теперь в сходных ситуациях, чувствуя некие эмоции от неожиданно произошедшего, он будет знать, что испытывает страх. Далее страх закрепляется за всем, что может произойти внезапно. Ребёнок страшится сделать шаг, за которым открывается незнакомая для него территория непознанного.


А теперь давайте посмотрим, как могло бы произойти иначе. Мама, видя плачущего малыша, не торопится навесить словесную «бирочку» на эмоцию ребёнка. Ведь теперь эта эмоция находится в психике малыша, как реакция не на чью-то эмоцию, а как реакция на произошедшее с ним. Мама садится перед малышом и пытается распознать эмоцию малыша, попутно предоставив ему свои объятия.


Я это делаю молча, приговаривая нечто типа «чи-чи-чи». Главное для меня не торопиться утешать словесно, а погрузившись в чувствование малыша, распознать его сигнал в вихре его собственных эмоций. Я делаю это, закрыв глаза и войдя в некое трансовое состояние отрешённости от своих эмоций.


Вот тут требуется высокая степень чувствительности и большой словарный запас. Теперь малыш - это передатчик эмоции, а мама - приёмник энергии, которую содержит эмоция малыша. Как только эмоция мамой распознана, она не должна торопиться вешать бирочку, как в случае со своими эмоциями, когда она сама была передатчиком, а малыш - приёмником эмоций маминых.


Я расспрашиваю ребёнка, уже успокоившегося от моих объятий, что случилось и КАК он это почувствовал. А потом мы уже обсуждаем ЧТО он чувствовал. Кажется, что это долгий процесс и можно, поторопившись, его проигнорировать. Но тогда почему бы и всё остальное начать игнорировать в спешке. Так и хочется воскликнуть: «Куда спешим, господа-товарищи?!!! Неужели к своей финишной черте?».


Родителям надо вырабатывать в себе эмпатию и корректировать словесные «бирочки», навешанные в детстве криво-косо на их эмоции. Проделывать такую работу вначале кажется трудным, но усилия того стоят.


Постепенно, открыв дверь эмпатическому восприятию жизни, приходит опыт тонкой эмоциональной чувствительности. Собственная жизнь и жизнь ребёнка начинает светиться многоцветием реакций психики на всё происходящее вокруг, делая саму эту жизнь многогранной, объемной и глубокой, а не однозначно плоской и предсказуемой.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse