Статьи

Частые ошибки при развитии эмоционального интеллекта

Часто даже профессиональные психологи советуют родителям при изучении с детьми эмоций показывать их на рисунках в книжке, либо подсказывают изображать на своём лице эмоцию, обозначая её соответствующим словом. Давайте посмотрим, что может произойти при таком подходе и к чему это может привести.


Если эмоцию просто изображать, то ребёнок будет дезориентирован. Он эмоции считывает зеркальными нейронами. Вы испытываете радость или гнев. И ребёнок тоже их испытывает зеркально. Если ему не назвать эмоцию, то он не сможет своё состояние идентифицировать словами

.

Если вы улыбаетесь, но испытываете грусть, говоря, что мама радостна, то ребёнок на эмоцию грусти, что зеркально испытывает, повесит словесную бирочку «радость». И в дальнейшем он будет путаться в обозначении эмоций, которые ему изображали, но при этом не испытывали. Это несоответствие будет его тревожить. А затем он и вовсе заблокирует свою эмоциональную сферу, сочтя её опасной.


Вот, например, мама раздражена, внутренне скована, но говорит ребёнку, что его любит. Или ещё больше, кричит на него, а потом, опомнившись, начинает заискивать, оправдывая свою «строгость» любовью к нему. Ребёнок связывает раздражение с понятием «любовь». И вот уже во взрослом состоянии, не понимая, что на самом деле с ним происходит, выросший ребёнок, слыша о любви, начинает испытывать беспокойство и неосознаваемое раздражение.


Так взрослые привносят в чувства детей, порой, трагические искажения. Изучать чувства, сопоставляя их со словесными обозначениями, нужно только на практике, а не по картинкам. Картинки будут после того, как эмоция изучена через её активное проживание. И будьте честны в обозначении своих эмоций. Другое дело, что родителям самим очень трудно распознавать свои эмоции: они либо искажены с детства, либо у них скудный словарный запас для обозначения собственных эмоций. В этом случае надо развивать сначала собственную способность к эмпатии. Тому, что не знаешь сам, научить невозможно.


И спрашивать маленького ребенка, у которого словарный запас ещё скуден: «Что ты чувствуешь?» или «Что чувствует мальчик?» - это равносильно тому, как если бы мы просили его предположительно назвать иероглиф, обозначающий неведомо что.


Итак, сначала пополняем словарный запас эмоций, прожитых ребёнком через зеркальные нейроны вместе с мамой и через маму. Постепенно расширяем диапазон, когда он будет способен считывать эмоции у других. Но для этого вам самим необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, чтобы помогать в этом своему малышу.


И только следующим, заключительным этапом будет развитие умения вставать на место другого. И уж после этого надо учить способности смотреть на себя глазами другого, но не оценивая себя с позиции другого, а отвечая себе на вопрос: «Нравлюсь ли я себе в момент выражения именно этой эмоции?».

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse