Статьи

Вырастить читателя - 1

Месяцев с девяти Лиса с удовольствием «грызла» книжки, предназначенные для грудничков. Вместе с ней я потом их пролистывала, привлекая её внимание выражением удивления, восхищения через возгласы. Делала я это сознательно, зная что совсем маленьких детей можно увлечь только тем, что вызывает у них эмоциональный отклик.

Первоначальное погружение в совместное разглядывание книжек было очень кратковременным. Я шла за дочкой: как только её внимание переключалось на что-то другое, я не настаивала на продолжении занятия. Книжки вначале листали: я своими словами очень эмоционально поясняла картинки.


Только около двух лет Лиса уже целенаправленно просила почитать. И то, если текст был труден для восприятия, я продолжала импровизировать на ходу, пересказывая своими словами и упуская сложные слова. Я их для себя помечала и потом их употребляла, изображая, поясняя, показывая. Потом я читала текст уже без изменения. При недостаточном образном словаре, ребёнку сложно улавливать смысл текста, поэтому такая предварительная работа снимала напряжение при чтении и не накапливала отторжение к процессу.


Лет с трёх уже вместе отмечали в тексте незнакомые слова. Дочка самостоятельно выделяла их в тексте маркером любимого цвета. Чтение при этом не прерывалось. А после прочтения мы искали образы отмеченных слов. Если это касалось глаголов, то я изображала действие. В случае описания эмоций, показывала, как они внешне выглядят в момент их переживания.


Позднее, дочка уже по ходу повествования просила пояснений, что переросло в привычку искать незнакомые слова сразу же, продираясь сквозь смыслы. Непонятные места обсуждали. Так как это всегда было насыщенно эмоционально, то дочке нравились такие «рассуждалки». Это в-последствии вылилось в то, что Лиса, порой, прочитав что-то самостоятельно, делилась своими соображениями о прочитанном.


Чтение становилось не просто осмысленным - оно приводило к тому, что ребёнок учился рассуждать, анализировать, понимать мнение автора, соглашаясь с ним или не соглашаясь. Появлялось умение сопоставлять суждение автора с мнением других авторов или мамы с папой, помогало вырабатывать собственное отношение и не только к мысли, выраженной в печатном виде, но и высказанном в словесной форме.


На семинаре я предлагаю метод, который помогает визуализации анализа текста лет с четырех-пяти. Такой визуальный анализ дети воспринимают как игру и поэтому любят «рисовать» свои рассуждалки. Лисе они нравились, порой, больше, чем собственно чтение, так как можно было досочинить сказку или переписать её драматический конец. Такая игра учит анализу текста столь глубоко, что в средней школе уже не представляет сложности выделить структуры текста, увидев кульминацию. И, конечно, этот метод учит создавать собственные истории столь мастерски, что писать сочинение любой сложности, со временем, становится легко.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse