Статьи

Оценочная система

Когда дочка на уровне пятого-шестого класса начала ходить в физико-математическую воскресную школу при СПбГУ, то уже весной того же учебного года в командном зачёте принесла своей группе 10 очков. Мальчики из физико-математических лицеев - максимум по три очка. И при этом дети выглядели уставшими и замученными к концу учебного года.


На следующий год дочка прекратила ходить в эту школу, так как гораздо больше разбирала дома такого типа задачи без нудной и неинтересной подачи теоретически перегруженного материала. И это было правильное решение, иначе её интерес к нетривиального рода задачам стал бы пропадать.


Кроме того, Лисе не нравилась атмосфера тщеславно озабоченной соревновательности детей друг с другом. Ошибка воспринималась ими не как импульс к поиску решения, а как позор: невербально высказывалось презрение к «проигравшему». Правильный ответ вызывал надменный восторг. А тот, кто был «крут», чувствовал прессинг агрессивной зависти.


Нездоровая среда соревновательности друг с другом, и так царящая в школах, в спецшколах обретает ещё более нездоровый оттенок уязвлённых или раздутых тщеславий. Глубокие предметные знания можно получать без ущерба детской психике и дома: было бы желание.


Удовольствие от решения сложных и нестандартных задач - вот стимул для продвижения вперед, который со всех сторон «экологиченее» способа растить ребёнка во внешних стимулах: быть круче и лучше всех. В оценочной системе кроется опасность сотворить из ребёнка «непризнанного гения», ненавидящего мир за то, что тот не оценил его по достоинству.


Расскажу одну из множества картинок, наблюдаемой мной в различных школах, разворачивающихся вокруг пресловутых досок почёта. Это как раз будет по теме детской соревновательности, что любят устраивать в школах. Таких наблюдений у меня масса, но вот одно мне запомнилось наиболее ярко.


Итак, мизансцена. Доска почета: «Мы лучшие». Там размещены фотографии детей начальной школы. Не важен принцип, по которому этих детей отбирали, а важны реакции, которые эти доски почёта вызывают. Рядом с доской сгрудились дети и взрослые, пришедшие забрать ребятишек из школы. Одна из девочек гордо произносит: «Вот, посмотри, бабушка, это я! Здесь все самые лучшие. Моя фотография первая, значит, я лучше лучших! А все остальные, которых здесь нет, отстой!». На что бабушка, с умилением глядя на внучку, произносит: «Какая же ты у меня умница!» - и гладит девочку по голове. Занавес, и, как говорится, без комментариев.


Хотя нет, именно этот рассказ в некоторых родителях вызывал взрыв негатива ко мне, и нелестные комментарии сыпались на мою голову. И несмотря на это я продолжаю приводить его, чтобы создать яркую визуализацию негативных последствий оценочно-соревновательной системы. Эта история оказалась ещё и неплохим тестом на выявление в самих родителях вируса тщеславия и нереализованных амбиций, с помощью которых они компенсируют собственный комплекс неудачника.


Оценочная система не просто разобщает детей, она наносит непоправимый ущерб личности. Вырастая, ребёнок всю свою жизнь подчиняет поиску одобрения, что делает его заносчивым и высокомерным. Оценки — это худшее изобретение человечества. Система оценок программирует на получение определенного результата, а не на наслаждение процессом.


Оценочная система подавляет в детях развитие уникальности и загоняет детей в прокрустово ложе, создающего неведомо кем созданного среднего ученика. Именно она превозносит одних и унижает других, нанося, порой, непоправимый вред всему человечеству, убивая в детях ростки таланта и одарённости.


Так зачем же с детства культивировать в детях то, что потом будет мешать им строить долговременные партнёрские отношения, основанные на уважении к чужой и своей индивидуальности?

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse