Статьи

Недостатки в развитии речи

Недостатки в развитии речи приводят к тому, что ребёнок испытывает трудности не только в произношении слов, но и в выражении своих мыслей, составлении фраз в соответствии с грамматическими конструкциями родного языка. Он путается в использовании родов и падежей, что приводит к искажению смысла произносимых фраз. Это затрудняет понимание речи ребёнка.


Бедный словарный запас усугубляет проблему. Ребёнок может бойко употреблять слова, значение которых искажено в его сознании. Поэтому до того, как ребёнок приступит к целенаправленному обучению, родителям необходимо позаботиться о максимально возможном пополнении словарного запаса малыша. Важно, чтобы за каждым словом, находящемся в активном словаре ребёнка, присутствовал образ, обозначающий это слово.


Я говорю о так называемом образном словаре ребёнка. Не создав подобный словарь, невозможно надеяться на то, что при чтении у ребёнка на внутреннем экране будет разворачиваться «фильм», наглядно иллюстрирующий прочитанное. Без этого чтение и восприятие речи взрослого будет вызывать сопротивление из-за возникающего напряжения от непонимания смысла. В этом случае любая информация будет искажаться или приводить к желанию дословного запоминания.


При развитой механической памяти такое возможно только тогда, когда информационный поток ещё мал. Как только поток становится интенсивным, отторжение к учёбе возрастает. А так как учеба со временем имеет своей целью систематизацию поглощаемой информации, то недоразвитие речевых функций делает этот процесс невозможным. Остается уповать только на развитие памяти, чтобы усваивать информацию не критично, без понимания того, что запоминается.


Если родители с младенчества упрощают свою речь, разговаривают с ребёнком, сюсюкая, то это приводит к недостаткам в развитии звукобуквенного восприятия. Изучение фонетики в начальной школе только усугубляет эту проблему, так как у ребёнка не развита способность слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания и не путать их. Поэтому с рождения разговаривайте с ребёнком полноценным языком, внятно проговаривая все слова. И не увлекайтесь ранним изучением иностранных языков, если, конечно, ваша семья не двуязычная.


К числу основных нарушений в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа относятся: неумение вычленять звуки, различать их по твёрдости, мягкости, звонкости, глухости. Эти проблемы легко устраняются, если лет с трёх-пяти использовать в развитии ребёнка методики Н.А. Зайцева. Его попевки уникальны тем, что развивают языковую культуру без напряжения в игровой форме, закладывая прочные основы правильного звукопроизношения. Его кубики учат детей на слух воспринимать звонкость/глухость, твердость/мягкость звуков, тут же связывая их с тем, как они графически обозначены.


Для детей процесс превращения звуков в знаки более естественный, чем превращение знаков в звуки. Именно этот принцип и реализуется в методике Зайцева. Таблицы Зайцева способствуют мягкому выходу ребёнка на словесно-логический код, так как в своей основе имеют опору на образное мышление, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста. Так каждая клеточка в таблице имеет конкретный образ. Ребёнок, составляя слова, предложения, наглядно действует, последовательно соединяя склады. При этом не требуется насаждать определения и термины, только тормозящие развитие речевых навыков ребёнка. По таблицам ребёнок легко усваивает нормы русского языка.


Благодаря фонетическим анализам, побуквенному овладению чтением, словесным определениям дети приобретают недоверие собственному восприятию, что усугубляет проблемы недоразвития речи, если таковые к моменту учёбы имелись. Это сказывается на дальнейшей учёбе.


Этих проблем можно избежать, если дать возможность ребёнку созреть до восприятия информации, которую дают без опоры на образы с использованием абстрактных определений. В этом случае будет мудрым не отдавать ребёнка рано в школу, когда его речевые функции ещё очень незрелы. Что мешает в 8-9-10 лет приписать ребёнка к школе и сдать аттестацию за всю начальную школу? А до этого момента в игровой и спокойной домашней обстановке освоить чтение и письмо по методике Зайцева, которая, кстати, содержит все необходимые материалы для овладения и математикой, и всеми необходимыми нормами русского языка.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse