Статьи

Недостатки в развитии внимания

Я уже посвящала этой проблеме статьи. И всё же я выношу ещё раз эту тему на обсуждение, так как неумение целенаправленно концентрировать своё внимание на процессе постижения нового мешает детям успешно учиться.


Внимание имеет определённые свойства: устойчивость, концентрация, произвольность, глубина погружения и объем усвоения. Нарушение со стороны того или иного свойства ведёт к отклонениям в поведении ребёнка и его учебной деятельности.


Если ребёнок не может в достаточной мере удерживать своё внимание, не отвлекаясь на посторонние процессы, с полным погружением в то, что он делает, то можно говорить о том, что у него снижена КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ, и оно у него НЕУСТОЙЧИВОЕ. В этом случае его внимание поверхностно. Не происходит выстраивание нейронных сетей между поступающей информацией и той, что им уже усвоена. То есть информация удерживается кратковременной памятью и не уходит в долговременную память. Информация либо полностью не усваивается, либо частично: идет потеря информации, а та, что усваивается, создает хаотически переплетенную нейронную сеть.


Если ребёнку очень сложно сконцентрировать своё внимание на той информации, которая ему необходима для поставленной цели, то у него слабое ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. И тогда ребёнок может концентрировать своё внимание только на том, что ему самому интересно, но подчинить своё внимание учебным задачам он не может.


Определенные трудности в обучении возникают и тогда, когда ребёнок не в состоянии быстро переключить своё внимание с одного объекта на другой, с одного процесса на другой. Либо он не может одновременно выполнять несколько действий. Например, он не может и писать, и следить за алгоритмом написания, то есть осуществлять и мыслительную деятельность, и при этом координировать свои движения осознанно.


При сниженной произвольности внимания ребёнок не может выполнять действия по требованию, удерживая произвольно своё внимание на процессе своей деятельности. Когда ребёнок может удерживать внимание только на маленьком объеме информации, то говорят о НЕДОСТАТОЧНОМ ОБЪЁМЕ ВНИМАНИЯ. Преодолеть эти сложности можно, переведя обучение в плоскость игры, что, порой, недостижимо в условиях класса. Иначе ребёнок будет постоянно отвлекаться, и пострадает его оценка по поведению. Для школьников это явится ещё одной причиной отторжения к учёбе.


Какой бы ни была причина снижения внимания, в результате у ребёнка возникает перенапряжение, ведущее к увеличению ошибок, что рождает страх перед снижением оценки. Возникают вполне ощутимые блоки в теле, нарушается осанка, ведущая к сколиозам. Так что трудности с вниманием имеют последствия не только психологического свойства. Если вы видете в своём ребёнке описанные мной проблемы, то он явно не готов ещё к школе, но обучение в игровой форме позволят ему доразвить необходимые навыки. Как правило, без насилия над ребёнком сложности исчезают к 9-10 годам.


Как диагностировать и устранять недостатки в развитии внимания я рассказываю на своих вебинарах: http://sgonniklp.ru/ 


Но вы вправе сами решать, насколько вам нужна именно моя помощь. В любом случае, я обозначила эту проблему, из-за которой происходит снижение способности усваивать учебный материал, чтобы помочь вам обратить на неё внимание.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse