Статьи

Низкий уровень развития пространственных представлений

Если у ребёнка слабо развито восприятие пространства и он плохо в нём ориентируется, то образы реального мира имеют искажения в его представлении о мире.


В этом случае, ребёнку трудно поделить целостное восприятие мира на отдельные части. Он начинает путать лево/право, верх/низ, внутри/снаружи. Возникает путаница во взаиморасположении предметов. За словами «за», «между», «в», «перед», «наверху», «под» и так далее не стоят образы, дающие представления о том, где находится тот или иной предмет относительно другого. Даже если ребёнок может бойко употреблять эти слова в разговорной речи, ещё не означает, что он может соотнести слово с тем, что оно обозначает. Ваша задача выяснить это наверняка.


Именно эта причина вызывает трудности в освоении математики и русского языка. Появляются огрехи в усвоении правил оформления письменных работ. Так, образы букв в сознании ребёнка с недоразвитым пространственным восприятием имеют нечеткую структуру и он начинает путать знаки-буквы, похожие по написанию. Ему трудно становится освоить алгоритмы начертания знаков. Отсюда частые ошибки в правописании. Такой ребёнок путается с направлением, в котором ему следует писать или читать. При этом он может читать слово не с начальной буквы, а с того места, на котором хаотично фиксируется его взгляд. То есть, у него отсутствует понимание алгоритма, связанного с пространством.


Недоразвитие периферийного зрения, которое дает возможность за один взгляд, сфокусированный на определённой точке, уловить определённое количество букв, слов, символов и знаков, мешает ребёнку уверенно осваивать письмо и чтение.


Дети, у которых слабо развито мышление, позволяющее анализировать зрительные образы относительно себя в пространстве или относительно друг друга, трудно улавливают алгоритмы взаимодействия и слабо прогнозируют последствия тех или иных действий, а потому трудно осваивают письмо. От перенапряжения такие дети делают много ошибок и помарок, что вызывает еще большее напряжение от страха ошибиться. В этом случае блокируется мыслительная деятельность во время письма. Вся энергия затрачивается на преодоление ошибок, а не на обдумывание алгоритмов во время действия.


В результате ошибки становятся неизбежными. Падает самооценка. Занятия окрашиваются негативными эмоциями. Наступает момент, когда даже самый терпеливый взрослый начинает тоже отчаиваться и берёт на себя заботы по аккуратному и правильному исполнению домашних работ. Это наносит ещё больший вред самоощущению ребёнка, хотя, казалось бы, оценка за работу учителем ставится выше, чем если бы ребёнок эту работу выполнял сам. Родители оказывают ребёнку медвежью услугу. Вместо того, чтобы преодолеть трудности, они ставят ребёнка в тупиковую ситуацию. Классные работы пишутся отвратительно, так как причина трудностей не устраняется.


Четких возрастных норм формирования пространственной ориентации нет, но практика показывает, что она появляются к пяти годам.


Итак, низкий уровень развития у ребёнка пространственных представлений вызывает в нём отторжения к учёбе.


Если вам интересно то, как эти сложности диагностируются и преодолеваются, то я готова добавить к блоку вебинаров часть, посвященную этой проблематике. Это логично было бы сделать после прохождения трёх первых блоков вебинара: http://sgonniklp.ru/ 


Если вы не можете по разным причинам прибегнуть к моей помощи, то самостоятельно отыщите на просторах интернета упражнения, устраняющие эти трудности, либо обратитесь к психологу.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse