Статьи

Восприятие мира

Восприятие мира — это удивительный процесс познания. Ум подменяет прямое восприятие жизни через образы, запечатлённые памятью в словах. Если память не может воспроизвести соответствующий слову образ, то восприятие реальности распадается на части, и мир невозможно воспринять целостно. В фильме «Трасса 60» эта мысль иллюстрируется в сцене, когда карточные красные пики и черные бубны остались вне поля восприятия героя истории.


Есть и более впечатляющие примеры. Например, первое время жители тихоокеанских островов просто не видели больших кораблей европейцев, для них море оставалось чистым. А все потому, что представления о больших кораблях отсутствовало в памяти ума. В то же время они прекрасно видели на море небольшие лодки.


На уровне сознания возникают образы реальности до того, как произойдёт их осознание. Это я говорю на основании новых открытий в области нейрофизиологии. «Не названное не существует». То есть, перешедшее с глубинных уровней сознания на уровень словесных интерпретаций осознается после того, как образы мира отобразились в глубинных слоях сознания. Пока человек не осознал, его внутренние миры реальности остаются неопознанными и человек их не «видит». Слова искажают эти образы, и мир теряет свою первозданную естественность, будучи преобразован в словесную и упорядоченную структуру.


Пока не акцентируешь внимание ребёнка на объекте или явлении, для него они не существуют. А родителям кажется, что если ребёнок живет рядом с ними, то и воспринимает из этой среды те же объекты, что фиксируются их взрослым сознанием. Когда они обнаруживают, что ребёнок не знает очевидного для них, то возмущаются: «Ну, как же ты не знаешь! Ты ведь это видишь по сто раз на дню!» Для того, чтобы ребёнок осознал нечто из окружающего мира, это нечто ему надо предъявить, выделив его из обрушивающегося на него потока впечатлений.


Когда мы произносим слово, необходимо предъявить ребёнку образ, стоящий за ним. До определенного момента дети всё понимают буквально. Это связано с неразвитостью метафорического мышления. Тем не менее, важно как можно больше предъявлять образов, стоящих за словами. Это важно для того, чтобы ребёнок умел потом распознавать за словами в тексте те образы, которые за ними стоят. Если у ребёнка маленький образный словарный запас, то потом, при чтении текстов, его сознание не разворачивает картинку прочитанного, и чтение становится бессмысленным занятием. Я говорю родителям, насколько это важно - сформировать словесно-образный словарь. Если слову не найден соответствующий образ, то текст ускользает от понимания, рассыпаясь на слова, за которыми ничего не стоит. Слова имеют множество образов. И тут помогает контекстное мышление, которое способно из массива образов, закрепленных за словом, выбрать тот, который собирает повествование в единую, целостную картинку. Как его развивать - это отдельный вопрос.


Слова ограничивают сознание, оперирующее системой образов. Научившись говорить, человек перестал воспринимать глубинные слои своего сознания, «живущего» вне словесного кода. Но овладение словесным кодом есть необходимая функция для овладения суммой знаний, которые помогают ребёнку выживать в реалиях данного этапа эволюционного развития человечества.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse