Статьи

Такие «важные» навыки

Недавно я услышала такой аргумент в пользу школы: «В школе ребёнок учится ловчить и хитрить. Эти навыки являются необходимыми для выживания во взрослой жизни». И действительно, попадая в школу, ребёнок учится правилам игры, замешанной на формализме и умении изворачиваться. Если кому-то такие способы адаптации к обществу кажутся значимыми, то стоит ли тогда жаловаться на то, что в жизни так много обмана и манипуляций.


Взрослые говорят детям, как надо поступать. Но поступают ли они сами в соответствии со своими требованиями?


Если ребёнок впитывает такое поведение как норму, то начинает себя вести в соответствии с этими социальными шаблонами. Но однажды он с удивлением обнаруживает, что, поступая так, сильно раздражает взрослых. Пока этот клубок противоречий ему удастся распутать, наступает подростковый период. И тут начинается обобщение, когда весь взрослый мир воспринимается как мир лицемерия и лжи. Вырабатывается презрение, неподчинение, протестное поведение, заканчивающееся, в конце концов, формами изощрённого манипулирования взрослыми.


Замечаете ли вы, как виртуозно дети манипулируют вами, используя ваше желание «гордиться» их достижениями? Они используют ваши амбиции для того, чтобы достигать своих целей. Их уже больше не убеждают двойные стандарты общества. Они используют ваши же идеалы, чтобы извлечь из них выгоду, избежав наказания или приобретя материальные блага, даже ценой подтасовки, скрытого обмана и игры на ваших чувствах.


«Я уже заранее знаю, что мне скажут и как поступят. Взрослые настолько предсказуемы, что аж тошнит. Они, как зомби, разговаривают такими правильными формулировками, словно отрабатывают некие программы, вложенные в их головы. Порой, я не чувствую, что они живые. Как роботы знают, как правильно, а как неправильно. Но тут же сами делают всё наоборот. «Я люблю тебя, потому вынуждена тебя наказать» - постоянно говорит мне мать. Интересно, она хоть слышит себя? Если это и есть любовь, то я не хочу, чтобы меня любили. Я так хочу, чтобы от меня отстали. Они требуют от меня того, что сами не делают. Когда я пытаюсь им рассказать о своих проблемах, то постоянно слышу: «Будь сильным. Научись преодолевать проблемы». А сами вечно ноют и критикуют». Это говорит подросток, сидящий напротив меня. Он говорит мне это, предъявляя счет той части мира, которую отвергает, изобличая. Он дезориентирован и не понимает, как ему жить. Он на грани отчаяния. И при этом сами родители считают его в порядке. Они привели его ко мне, чтобы я помогла им разобраться с его ленью. Они недовольны, что ребёнка ничего не интересует, кроме развлечений.


Он плакал, ненавидя себя за свои слёзы. Он впервые увидел взрослого, который, заглянув в его глаза, просто слушал. Я поступила не профессионально - я заплакала над тем отчаянием, которое нахлынуло на меня от воспоминаний собственного детства. Именно тогда я впервые так глубоко осознала своим юным сердцем, что такое одиночество, когда веет холодом изо всех щелей прогнившего от лжи взрослого мира. Как это важно: разделить это чувство без отвержения, страха и полного приятия.


Так мы и сидели, слушая тишину собственных сердец. Я надеюсь, что наша встреча убережет его от последнего шага и он не упадёт окончательно в пропасть безысходности.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse