Статьи

Мотивация

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere» - двигать. Если ребёнок чем-то увлечён, создаётся впечатление, что он, словно, имеет внутренний движок, который запускает в нем поисковый инстинкт. Ребенок становится сосредоточенным и легко достигает тех результатов, которые кажутся невероятными, когда его заставляют что-либо делать «из-под палки». Ребёнок излучает радость и стремится тут же поделиться со взрослыми своими успехами. Он энергичен, собран, его способность к сосредоточению начинает удивлять. Им движет внутренняя мотивация, и его не надо подгонять окриками.


Если ребёнок не вовлечен в процесс и ему навязывается какой-то вид деятельности, который не вызывает в нем интереса, ребенок замыкается, явно выражает протест или «тянет резину», непродуктивно растрачивая своё время и силы. В итоге малыш начинает ощущать усталость, подавленность. И тогда ничего не остаётся, как начать выдумывать различные внешние стимулы, чтобы его взбодрить.


Какие стимулы чаще всего изобретают взрослые? Кто-то стимулирует интерес к результату денежным вознаграждением, кто-то применяет угрозы или прямое насилие. Эти акты родительского отчаяния не приносят должного результата и применяются не только для стимуляции учёбы. Часто камнем преткновения служат семейные обязанности детей, например, необходимость убирать свои вещи и игрушки.


Причин снижения мотивации много, но остановлюсь на одной из них и расскажу для примера случай из своей практики.


Однажды на консультацию ко мне привели девочку восьми лет. Мама жаловалась на её неспособность длительно на чём-либо сосредотачиваться. Девочка мне не показалась пассивной - именно так, со слов мамы, характеризовала её учительница. Девочка с увлечением и интересом включилась в игру, которую я ей предложила, продемонстрировав смышленость и хорошую память. Она бойко прочитала свою любимую сказку из книжки, которую мама по моей просьбе захватила с собой. Когда я начала с любопытством расспрашивать девочку о прочитанном, то я заметила, что пересказ девочка стремится делать близко к тексту. Мама, при этом, с гордостью подтвердила, что у дочери великолепная память: «Вот видите, она почти дословно может рассказывать! Она, порой, почти наизусть рассказывает школьный материал».


Для меня же стремление ребёнка к дословному пересказу является тревожным сигналом. И вот почему. Как правило, ребёнок делает это тогда, когда не понимает смысла прочитанного. В этом случае, он старается дословно запомнить текст, насилуя свою память. Это занятие для него становится утомительным, когда его успехи не встречают должной оценки или требуется пересказать не один текст. Постепенно при увеличении учебной нагрузки такие занятия начинают вызывать в ребёнке отторжение. Именно об этом я и сказала маме девочки. Эта идея была воспринята ею с сомнением: «Как она может не понимать прочитанного, когда она столько знает и так много читает?» На глазах изумленной мамы ее дочь в первом же абзаце не смогла объяснить такие слова, как «напрямик», «смеркаться», «прилавок», «лакричные», «сияла», «комета», «озорство». Она не поняла смысла фразы: «Мне пришлось её несколько раз окликнуть». Я попросила девочку рассказать своими словами то, что она прочитала. Её рассказ был путаным и не соответствовал содержанию. Мама с удивлением воскликнула: «Ну, как же ты этого не знаешь?!» И начала объяснять девочке отмеченные слова. Тут же на моих глазах девочку, словно, подменили: глаза потускнели и в них появилась невыразимая тоска. Она поникла и потеряла интерес к чтению, возобновить которое наотрез отказалась.


Это яркий пример того, что дети болезненно реагируют на замечания взрослых, высказывающих в любой форме своё недовольство ими. Поэтому детям сложно предъявлять своё незнание. Они боятся натолкнуться на осуждение. Им ничего не остаётся, как полагаться на свою память. В них нарастает внутренний протест против утомительных занятий. Им не интересно читать то, смысла чего они не понимают или понимают частично, ведь до 12 лет у детей ещё очень слабо развито контекстное мышление.


А ведь этих сложностей можно было бы избежать, если начать ещё в дошкольном возрасте активно пополнять образный словарный запас ребёнка. Самым распространенным заблуждением взрослых, является убеждение, что дети самостоятельно пополняют словарный запас необиходных слов из книжек, фильмов, мультиков, что им достаточно что-то разъяснить на словах, даже не предъявляя им образов, которые стоят за этими словами. Это происходит из-за непонимания особенностей формирования мышления у детей. Ситуацию усугубляют методики опережающего развития, которые не приносят ощутимых результатов, но ведут к переутомлению. И, как результат, к снижению мотивации заниматься тем, смысла чего дети не понимают.


Такие пробелы в знаниях, что я описала выше, можно преодолеть, читая вместе с детьми особым образом. Необходимо делать акценты на всех словах, которые ребёнок не понимает. Затем ребёнку предъявляется образ предмета, явления, процесса, которое описывает то или иное слово. После, прочитанное обязательно обсуждается своими словами с вовлечением ребёнка в положительные эмоции. Запоминание новых слов или выражений можно усилить проигрывая их в импровизированных инсценировках, а потом употребляя их в повседневной жизни.


Мама и папа, как никто другой, способны заинтересовать, увлечь, заинтриговать ребенка новыми знаниями, не делая из себя занудливых всезнаек. Притворитесь, что вы не знаете очевидного. Для ребёнка оно может оказаться невероятным открытием. И запомните, не названное для детей - не существует. И не просто неназванное, а ещё и не показанное. В любой ситуации акцентируйте внимание ребёнка на всём, что его окружает, что происходит. Вместе с ним удивляйтесь маленьким и большим открытиям. Стимулируйте его своим восторгом, когда ребёнок увлеченно о чем-то вам говорит. Для его любознательности не существует мелочей.


Постарайтесь вовлечь своего малыша в любую деятельность, которая раздвигает для него горизонты его мира. Делайте это с азартом. Пусть у него возникнет стремление быть первооткрывателем. Поощряйте в нем проявление познавательного инстинкта, демонстрируя ему свою радость и гордость им. И, наконец, если вы видите, что ребенок столкнулся с трудностью, помогите ему, преодолейте ее вместе с ним. Если вы возьмете часть проблемы на себя, поверьте, у вашего сына/дочки появится гораздо больше уверенности в себе. Он/она будет вам благодарен/на и не будет стыдиться что-то не знать. Делитесь с ребёнком своими собственными открытиями. И тогда он будет мотивирован на познание неизведанного и испытает удовлетворение от любой проделанной работы, в которую он вкладывает свои позитивные эмоции. Это будет его внутренним резервом созидательной энергии на всю жизнь и вам не прийдётся стимулировать его, контролируя и наказывая.


Екатерина Каримова

Насколько точно Вы, Любовь, выявляете все проблемы, возникающие в процессе попыток научить ребенка чему-либо! Мы нацелились на семейное образование, для начала решив не отдавать ребенка в 7 лет в школу. Я стала заниматься с ним по методикам Зайцева, и тут повылезало все, о чем Вы пишете в этой и других статьях. Надеюсь с Вашей помощью восполнить свои пробел, чтобы потом помочь сыновьям. Так старшему и рассказываю об этом.

Комментировать
Любовь Сгонник

Благодарю, Екатерина. Добро пожаловать в мою группу. Там вы найдете помимо моих статей приложения, которые, вполне возможно, окажутся для вас тоже полезными.
https://vk.com/homeschooling2014

Создать сайт
бесплатно на Nethouse