Статьи

Ребенок - это не возраст. Ребенок - это стиль жизни.

Школа - территория тотального контроля. Вырастая, дети превращаются во взрослых, в которых прошита идея того, что если не контролировать деятельность людей, то они не будут ни работать, ни учиться. Свобода таких людей пугает. Вместо того, чтобы брать ответственность на себя, они перекладывают её на других и затем начинают грузить мужей, жен, детей, подчиненных, начальников, манипулируя на чувстве долга. Сами же за счет других стремятся получить максимальное удовольствие и пространство свободы для «ничего не делать».


И происходит это потому, что человек, свобода которого ограничена, стремится вырваться за пределы рамок в поисках удовольствий, чтобы хоть как-то компенсировать то напряжение, которое возникает в условиях психологической тюрьмы. Человек, выросший в состоянии контроля, действительно, может работать только, если его контролируют. Страх, что его поймают за бездельем, вырабатывает приспособленчество, умение ловчить. Происходит обман, возникает радость, если оказываешься не пойман. Такая стратегия кажется великим достижением человеческого разума, который нацелен не на эффективное решение задач, а на изворотливый уход от ответственности.


Жизнь такого человека наполнена трудом, не приносящим ни удовлетворения, ни эффективностью, так как результаты труда не очевидны и незначительны. Создается видимость работы. И на это нацелены все силы. Это приводит к тотальной усталости, так как работая так, человек и отдыхать не умеет. Отдых воспринимается, как нечто обличающее лентяев. Постепенно нарастает неудовольствие собственной жизнью и окружающими, ради которых совершается такая неосознанная игра в занятость. Кажется, что только очень занятой человек достоин уважения.


Это происходит, на мой взгляд, от того, что с детства ребёнок видит эффективность своего труда не в результативности достижений, имеющей ценность стратегического характера, а в оценке со стороны людей, которым важен сиюминутный результат. Списал правильный ответ - на, получи пятёрку! Был принципиальным и самостоятельно искал решения, совершая в процессе поиска множество ошибок - получи два! Уникальность поиска никого не волнует. На обман и подлоги закрываются глаза. Очевидность такова, что ребёнок начинает ловчить, изворачиваться и принимать ложную модель успеха, как наиболее выигрышную.


А потом такие люди, видя, что кому-то удаётся эффективно работать и так же эффективно и много отдыхать, торопятся навешивать на человека, живущего по иной моделе успеха, ярлык бездельника, хапуги и эксплуататора. Система ценностей, через которую такой человек смотрит на мир, не позволяет ему видеть того, что важны практические результаты, востребованные жизнью, а не процесс работы, который можно оценить только затраченным на нее временем.


Так, ЗавУч одной из школ, где Лиса училась, воскликнул: «Да как она может сдать учебный материал за весь год, если она затратила на это только пару месяцев! Она не может сдать, если не затратила на это часы, указанные в поурочном плане школы!». Несвобода начинается в головах. Модели жизненного успеха, прививаемые детям, построены на несвободе и тяжком почасовом труде.


Но есть иные модели успеха, которые ведут к эффективности по всем параметрам: время, энергия, деньги и чувство удовлетворения жизнью. Но прийти к этой модели, находясь в системе иных ценностей, невозможно.


Вот интересная статья на эту же тему: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20090824/

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse