Статьи

Поколение твиттер

Представьте - идёт урок. Учитель о чем-то говорит, прерываясь на замечания. Внимание сбивается, постоянно переключаясь на «шумовую завесу». Я слышала не раз от педагогов, что ребёнка надо приучать работать при шуме. Психологи всерьёз говорят о необходимости тренировать такой навык у детей. Нейрофизиологи же нового поколения, опираясь на работы по проблемам мозга, говорят, что для возникновения устойчивых нейронных связей важна концентрация на информации в течение определённого времени без отвлечения. Если прерывается внимание, то прерывается связь. Кому и чему верить?


Я много раз наблюдала и наблюдаю до сих пор, как дочка, погруженная в чтение или решение задачи, даже не слышит, когда к ней обращаются. Такая степень погруженности нормальна для усвоения информации. Её психика не настроена на тревожный аспект того, что если её окликнут, она должна прервать своё занятие, иначе учитель сделает замечание или снизит оценку за «ловлю ворон» на уроке.


С детского сада, а затем и в школе, концентрацию внимания у детей не учитывают в качестве важного компонента восприятия. От ребёнка требуют переключения внимания по первому требованию взрослого. В детском саду по хлопку в ладоши дети должны прервать свои игры и дружным строем пойти: на горшок, на обед, спать, гулять. На «капризы» ребёнка, которому интересно продолжить своё занятие, всем наплевать. В шклоле, даже если ребёнок увлёкся изучаемой темой, то вряд ли кому-то это покажется важным: прозвенел звонок, и ребёнок должен сорваться с места, бросить то, что его увлекло. Если он это не сделает, его отчитают, на него прикрикнут, он опоздает на другой урок.


Так мозг ребёнка учится установлению хаотичной системы нейронных связей, которые, не находя подпитки в течение длительного времени, отмирают. И чтобы к усвоенной информации пробиться, требуется окольный путь. И не факт, что из разрозненных обрывков этих связей возникнет стройная и адекватная картина мира. Скорее всего, это будет своеобразная интерпретация услышанного и увиденного. Отсутствие междисциплинарных связей только усугубляет печальную картину. Формируется калейдоскопическое мышление, которое оперирует случайными осколками сведений случайным образом соединенными в замысловатую мозаику.


Вы замечали, что дети всё реже настроены на чтение больших по объему текстов? Их сознание способно фокусироваться непродолжительное время. Мне не раз даже взрослые люди говорили, что могут читать только тексты в объеме интернет-топов, а потом внимание рассеивается.


Когда Лиса росла, я запрещала домашним отвлекать ребёнка, даже если кому-то кажется, что ребёнку надо поесть или что ребёнок его игнорирует, то есть не откликается. Я берегла, как зеницу ока, такую вовлеченность в любое занятие. В итоге дочка умеет и любит заниматься интеллектуальной деятельностью, самостоятельно формируя расписание для своих занятий. Без потери уровня концентрации она могла уже в 11 лет слушать полутора часовые лекции. Это вызывало удивление педагогов. Им казалось это невероятным.


Теперь же Лиса может удерживать высокую степень концентрации внимания при шуме и при помехах, в любых условиях, при любом скоплении народа. А разгадка такой ее способности проста: с самого раннего детства я давала дочке возможность самостоятельно решать, как долго она занимается любимым занятием, не прерывая его.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse