Статьи

Территория свободы

Беседуя со своими сверстниками, когда мы ещё только заканчивали ВУЗы и начинали работать, я с удивлением обнаружила, что даже те, кто шёл в педагогический по призванию, первые пять лет, готовясь к уроку, просматривали тему урока, освежая информацию в памяти. То есть, им потребовалось несколько лет, чтобы на повторе заучить и отработать до автоматизма то, что требуется донести до учеников. И это я рассказываю о выходцах из советской школы, которую принято хвалить. Так же и молодые врачи несколько лет консультируют и диагностируют пациентов, заглядывая в шпаргалки.


Дочка же уже третий год по всей стране консультирует с десяток разновозрастных друзей. Вот и сегодня она этим занималась. Я вижу, как ей даже не важно, к какому классу относится та или иная тема, по которой она легко рассказывает учебный материал и решает задачи. Значит, у нее уже сейчас знания фундаментальнее, чем у начинающего учителя школы. А всё потому, что знания невозможно ПОЛУЧИТЬ, знания можно только ВЗЯТЬ.


«Получать» - это когда тебе протягивают нечто, в данном контексте кем-то структурированную и разжеванную информацию. «Взять» - это в контексте образования, самому найти нужную информацию, структурировать её и затем её же применить на практике. Но прежде четко осознать - зачем тебе эта информация, в каком объеме, как и где её можно применить. Только такие знания не будут мертвы. И только такие знания усваиваются прочно, так как они предваряются осмысленностью.


Бессмысленная работа даже взрослого повергает в депрессию. И от такой работы даже взрослый тупеет. В школе подается учебный материал ещё до того, когда у детей возник вопрос и заинтересованность.


Те, кто переводит детей на СО, могут воспользоваться свободой выбора. Я вместе с дочкой шла в магазин, мы листали с ней учебники и она сама выбирала то, что ей нравится. Она смотрела, как структурирован учебный материал, как подаётся мысль и оценивала насколько такая подача учебного материала устраивает именно её. Позже вообще отпала необходимость бумажных учебников. Выбрав какой-то из них, мы его аналог находили в интернете.


По всем ступеням известны темы, которые будут сдаваться на аттестациях. Какая разница на каком тренажёре и в каких учебниках вы почерпнете информацию, отработаете навыки? Ребенок прийдет в школу и сидя перед учителем напишет тест или упражнение, решит задачу. И учителю не важно из каких источников получены знания и на каких тренажёрах отработаны навыки. Он не спросит на проверку домашние тетради.


Например, многие дети, которые видели Лисины тетради, с недоумением спрашивали её: «И за такие тетрадки тебе ставят пятёрки?!». Они видели перед собой чирканые-перечирканные листы, в которых решения перемежались рисунками, схемами, в которых решения, порой доводились не до логического конца, когда решения задач становились для нее очевидными. И ей не приходилось переписывать на чистовик то, что уже решено. Это же нелепое и скучное занятие, которое необходимо в школе только для отчетности, но знаний не прибавляет ни на йоту. Как правильно оформлять работы, можно научить ребёнка за очень короткий срок. И так как эти знания ребенок использует не каждый день и они его не раздражают, то он меньше совершает ошибок при оформлении, в отличие от тех, у кого уже оскомина набита от нудной и ненавистной работы.


Я покупала дочери решебники, в которых приведены были ответы на все задачи. И у нее не возникало соблазна подсмотреть ответ прежде, чем задача решена. Школьник же сразу лезет в ответ, так как он понимает, что правильность ответа будет оценена на следующий день. И ему важен правильный ответ. Лиса же понимала, что ей не нужно никому предъявлять правильный ответ, что ей нужно отработать алгоритм решения, потому что наступит момент и она должна будет на незнакомых подобных задачах эти навыки продемонстрировать. Поэтому она смотрела в ответы после того, как его находила сама. А с меня снималась нагрузка по проверке того, что она решает.


С русским языком было ещё проще. Мы покупали рабочие тетради, в которых она карандашом прописывала задания, вставляя необходимые данные в пропущенные окна. Не требовалось никаких переписываний упражнений. Ребёнок - это не аппарат для ксерокопирования учебников! Переписывания тонн макулатуры еще никого не делало грамотнее. А вот за тот срок, пока другие дети корпели над чистописанием, Лиса успевала устно разобрать упражнений на порядок больше. Словарные слова учились тоже устно.


Поэтому, переводя ребёнка на СО, используйте ту свободу выбора, которую предполагает такая форма обучения. Даже если вам школа предлагает какие-то учебники, используйте их лишь для того, чтобы понять перечень тем и объем, необходимый для предъявления. Свобода начинается в головах.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse