Статьи

Адаптация личности

Теория когнитивного баланса (Heider, 1946) говорит о том, что система, построенная на лжи, неустойчива и недолговечна. Согласно этой мотивационной теории, любой человек меняет своё отношение к объекту или явлению для того, чтобы устранить психологический дисбаланс. Социальная адаптация приводит личное отношение в соответствие с мнением большинства. Поэтому, если ваш ребёнок учится в школе, то, какое бы влияние вы ни оказывали на своего ребёнка, он рано или поздно предпочтёт примкнуть к мнению большинства. И этим большинством является вовсе не семья.


Эта теория подтверждается экспериментом, который провел Соломон Аш (Asch, 1956). Он собрал студентов и договорился со всеми, кроме одного, что они будут давать заведомо неправильные ответы о том, какая полоска длиннее, а какая короче. В ходе эксперимента все испытуемые рано или поздно стали отвечать в соответствии с тем, какие ответы давало большинство группы. Индивид в группе несознательно действует согласованно со всей группой в целях достижения психологического баланса. Когда ребёнок попадает в ситуацию психологического дисбаланса, то пытается так или иначе ее урегулировать. Он готов подчиниться мнению окружающих для того, чтобы не испытывать психологического давления со стороны школьного сообщества.


Такое урегулирование недолговечно. И действует до тех пор, пока человек не попадает под влияние мнения другого большинства. Этим объясняется то, что наибольшее воздействие на наше мнение оказывают СМИ и книги. Тот факт, что мы держим в руках авторитетный источник или слушаем передачу, которую смотрит большинство, обеспечивает попадание под влияние иллюзии того, что мнение, которое нам озвучивают, разделяет огромное количество людей. Если долго находиться под влиянием какой-то идеи, которая вначале показалась человеку абсурдной, то постепенно его гнев сменяется на милость, если он видит, что большинство эту идею поддерживают.


Почему так происходит? На этот вопрос отвечает уже теория когнитивного диссонанса. Очень наглядный эксперимент был проведен Фистингером (Festinger & Carlsmith, 1959). Он предлагал испытуемым делать абсолютно тупую и монотонную работу. Но одним предлагал за это вознаграждение в размере 20 долларов (по тем временам это была нормальная сумма), а другим — один доллар. Те испытуемые, которые делали работу за символическое вознаграждение, убедили себя в том, что эта работа была интересная. А те, кто работал за нормальное вознаграждение, так и остались при мнении, что они делали тупую и монотонную работу, но за деньги.


Если ребёнок растёт в среде, где идея школы имеет ореол романтический, то он ждёт не дождётся срока поступления в школу. Выглядит это так, что «ребёнок хочет в школу». На самом деле, он стремится приобщиться к большинству. Как только ребёнок встречается с реальностью школьных будней, ограничивающих его природную тягу к свободе познания, у него возникает когнитивный диссонанс. Его система восприятия утрачивает устойчивость: его ожидания не оправдываются. Но психика долго в таком состоянии существовать не может, поэтому ребёнок неосознанно стремится обрести опору. У него два выхода: либо убедить себя в том, что учёба - дело интересное, либо смириться с подавлением, признав, что ценностью являются оценки. Оценка - это своеобразная оплата неинтересного труда. Тогда его выживание приобретает смысл, и, на первый взгляд, ребёнок адаптируется к выживанию в противоестественных условиях без эмоциональных потерь. Детей, чьи ожидания от встречи со школой не привели к разочарованию, очень мало. И, как правило, это заслуга высокой природной адаптивности конкретного ребёнка.


Для большинства же детей дисбаланс так и остаётся. Однажды наступает момент, когда адаптивная конструкция начинает рушиться даже при незначительном потрясении. Это совпадает чаще всего с подростковым возрастом, когда ребёнок осознаёт единство с противоборцами - сверстниками. Родители сталкиваются с сопротивлением со стороны детей. А школа начинает «закручивать гайки». Долго это тоже не может продолжаться. И, в конце концов, ребёнок снова начинает вырабатывать новые адаптивные механизмы. Это противостояние часто заканчивается полным сокрушением воли и приводит к победе системы над индивидуумом. Происходит адаптация личности под нужды общества. Это и есть суть социализации.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse