Статьи

Целеполагание

Ребёнок растёт и познаёт предметный мир. Он отвечает на вопросы «КТО?» и «ЧТО?». Затем этот предметный мир оживает, наполняясь действиями: «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Постепенно начинают проступать очертания предметной описательности и ребёнок замечает «КАКОЙ» это предмет или «КАКОЕ» это явление. Он вдруг обнаруживает, что предметы и явления имеют временную структуру. Возникают вопросы «ГДЕ?» и «КОГДА?».


И, наконец, ребёнок способен осознать взаимосвязь предметов и явлений, отвечая себе на вопрос «ПОЧЕМУ?». Так, постепенно он восходит к пониманию не только причинно-следственных связей, наполняющих этот новый, волшебный для него мир, но и постигает вопрос целеполагания. «ЗАЧЕМ?» я или кто-то иной совершает то или иное действие. Он способен отдавать себе отчёт, с какой целью совершает то или иное действие.


Это и есть своеобразная лестница к постижению себя. Это путь осмысления того, что за каждым действием скрывается некий смысл. Что бы не совершала моя дочка, я всегда спрашивала ее: «С какой целью ты это делаешь?». Действие, лишенное смысла, не достойно того, чтобы тратить на него силы и время. Вот что ребёнок открывает для себя прежде, чем научится планировать свои действия во времени и пространстве. Только после этого ребёнок приступает к реальному планированию своей деятельности. И этот период совпадает с его готовностью целенаправленно обучаться и постигать знания, имеющие для него глубокий смысл.


Если вам удастся провести своего ребёнка по ступеням восхождения к вершинам такого знания, то вам не прийдётся уповать на контроль, чтобы приструнить его бессмысленную деятельность, чтобы вогнать ее в русло своего понимания смыслов. Ребёнок будет вооружён на всю свою оставшуюся жизнь умением ставить цели и легко их достигать. Вы наполните паруса его корабля попутным ветром. И это будет корабль, плывущий к солнечным берегам его мечты.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse