Статьи

Почему дети не хотят учиться в школе? Традиционная школа противоречит законам эволюции человека

Большинство детей в нашем обществе против того, чтобы ходить в школу. Вы в курсе?


Они протестуют разными способами: симулируют болезнь, волочат ноги по утрам, делают как можно меньше, чтобы соответствовать школьным требованиям (или ничего не делают), нарушают школьные правила, когда уверены, что это сойдет им с рук. Протестуют даже ученики, которые могут похвастаться высшими баллами, отзываясь о школе с определенным цинизмом, а зачастую и мошенничая, оправдываясь тем, что школьные правила — всего-навсего идиотские препятствия, которые так или иначе надо преодолеть...


Почему дети не хотят учиться в школе, и протестуют против нее?


К чему весь этот протест? Ведь образование — хорошая вещь, правда? Дети должны стать образованными, чтобы успешно жить в обществе, а общество идет на огромные расходы и прилагает огромные усилия (о том, куда их лучше направить, можно прочитат тут), чтобы предоставить школьное образование — и в каких количествах! — каждому ребенку, хочет он того или нет. И все эти дети — просто испорченные и неблагодарные? Если да, то и вы, и я — и практически каждый, кто когда-либо посещал школу с тех времен, как она стала обязательной — тоже были испорченными и неблагодарными. Все мы протестовали. Фактически, в те времена, когда школы только-только стали общеобязательными, дети протестовали даже еще больше, чем теперь (и это несмотря на то, что школы в жизни ребенка тогда было меньше). Детей приходилось пороть розгами, чтобы заставить остаться в школе и делать то, что велят учителя.


Я впервые использовал понятие эволюционного разрыва, чтобы объяснить, почему младенцы и дети младшего возраста протестуют против того, чтобы идти — в одиночестве, в темноте, в ночи — спать в свою кроватку. Данный термин обозначает недостаточное соответствие между сегодняшними условиями окружающей среды и теми, которые существовали во времена наших эволюционных предков. По меньшей мере 99 % нашей истории как человекоподобных существ все мы были охотниками-собирателями. Антропологами доказано, что образ жизни охотника-собирателя — это единственный устойчивый способ существования, который когда-либо знал наш вид. После зарождения земледелия, по меньшей мере 10000 лет назад, мы попали в бурный водоворот культурных измененений, но с точки зрения биологии мы по-прежнему являемся охотниками-собирателями, и делаем все возможное, чтобы справиться с современными условиями жизни. В своем последнем эссе я отмечал, что младенцы и дети младшего возраста протестуют против того, чтобы идти в кроватку в одиночестве, поскольку во времена охотников-собирателей такое поведение вероятнее всего привело бы к смертельному исходу. Монстры, живущие под кроватью, были реальностью. Шакалы, тигры и другие ночные хищники рыскали, выискивая маленькую аппетитную закуску, не защищенную взрослыми. Инстинкты и страхи, которые появились еще когда мы были охотниками-собирателями, не изменились.


Теперь я хочу применить концепцию эволюционного разрыва к проблеме образования.


Способы, которыми дети получали образование в культурах охотников-собирателей, были противоположны тем, посредством которых мы пытаемся дать образование детям в наших школах сегодня. Одна из важнейших ценностей обществ охотников-собирателей, которая когда-либо попадала в поле зрения антропологов, — это свобода. Охотники-собиратели считали неправильным принуждать человека делать то, чего он делать не хочет, и детей они тоже считали людьми. Они избегали даже прямых просьб, поскольку это могло звучать как принуждение. Они верили, что люди по собственной инициативе будут стараться для блага общины, поскольку и мудрость такого поведения, и радость от него естественны. В течение сотен тысяч лет такое поведение было организующим принципом человеческого сообщества. [1] Жизнь охотой и собирательством требовала большой личной инициативы и изобретательности, как и веры в то, что люди будут сотрудничать и делиться друг с другом по собственному желанию. Охотники и собиратели, по всей видимости, понимали это. А также и то, что дети скорее вырастут свободным творческими личностями, доверяющими людям и готовыми к сотрудничеству, если позволить им с раннего детства быть свободными в рамках морального сообщества и тех поведенческих моделей, которые давала община.


В течение огромного периода охотничества-собирательства дети целый день свободно играли и исследовали окружающий мир, и таким образом день за днем самостоятельно учились. Образование всегда было направлено само на себя. Фактически, причина детской врожденной любознательности, социальности и предрасположенности к игре лежит в том, что данные черты являлись мотивирующими силами в способности детей обучать самих себя. Эти «ребяческие» черты поощрялись и оформлялись, путем естественного отбора, именно для того, чтобы выполнять образовательную функцию при условии свободы ребенка.


Поэтому когда мы заставляем ребенка сидеть за партой, слушать учителя и делать в точности то, что ему говорят, каждая частичка его тела и каждый нейрон в его мышцах сопротивляется. Его тело говорит ему: «Это неправильно. Мне нужно контролировать мои действия, я должен играя осваивать навыки, которые кажутся важными мне, я должен исследовать то, что интересно мне самому, а не то, что наводит на меня тоску. Мне нужно наблюдать за тем, что делают люди в реальной жизни, а не за тем, что говорит этот учитель, которого даже трудно себе представить живущим вне стен школы. Если я не сделаю все так, как нужно мне, я не вырасту знающим и достойным человеком.» Во времена охотников-собирателей ребенок, который не чувствовал сильнейшую потребность жить собственной жизнью и самостоятельно приобретать знания, вырос бы мало приспособленным к жизни.


Итак, у наших детей есть инстинкты, которые велят им самостоятельно учиться посредством свободной игры, исследования и общения. Но у нас есть школы, которые настаивают на том, чтобы дети отказывались от своей свободы и делали то, что им велят. Школы никогда не работали хорошо, и даже в теории не могут работать хорошо, ведь между школой и ребенком всегда возникает противостояние, и таким образом школы вызывают протест.


Что же мы будем делать с этим эволюционным разрывом?


Мне кажется, у нас есть два выбора. Мы можем и дальше спотыкаться о нашу принудительную систему и бороться с инстинктами наших детей, используя лекарства или какие-то еще средства, необходимые, чтобы приглушить их крик души. Либо мы должны принять подход к образованию, который в наши дни большинству людей кажется радикальным, даже безумным, но который охотникам-собирателям казался не более чем здравым смыслом. Радикальный подход состоит в том, чтобы позволить нашим детям учить самих себя, обеспечивая условия для воплощения этого в жизнь.


Мысль о том, что дети могут управлять собственным образованием и могут делать это хорошо, сегодня кажется абсурдной большинству людей. Мы слишком привыкли к тому, что учеба требует управления сверху вниз и принуждения, но для желающих взглянуть на проблему незашореным взглядом ошеломляюще очевидно, что подход к образованию охотников-собирателей может прекрасно работать в нашем обществе в наши дни. Мы можем построить игровые и учебные центры, подобные Школе долины Садбери, которые обеспечивают детей ресурсами, необходимыми для самообразования. Основные ресурсы включают в себя доступ множества детей разных возрастов к играм и инструментам, ключевым для нашей культуры, а также возможность обратиться к заботливому взрослому — все в контексте морального сообщества, воплощающего высшие ценности нашего общества. Удивительно, но (посчитайте сами) это потребует намного меньше затрат и волнений, чем наша система принудительного образования. К тому же, учебное заведение такого типа — в отличие от стандартных школ — наполнено воодушевлением и радостью.


Ваши дети протестуют против школы? А вы протестовали? В какие формы выливается (или выливался) протест? Что вы делали с противоречием между человеческим стремлением к свободе и нашей принудительной школьной системой? Что, как вы думаете, мы как общество должны сделать, чтобы решить это противоречие?


Опубликовано 10 ноября 2011 года на сайте PsychologyToday.com


Автор — Питер Грэй. Перевод - Анна Семенова специально для smogendrr.ru.


https://vk.com/away.php?to=http://smogendrr.ru/page/pochemu-deti-ne-hotjat-uchitsja-v-shkole-tradicionnaja-shkola-protivorechit-zakonam-evoljucii-cheloveka

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse