Статьи

Детство с обрезанными крыльями

Психологи отмечают, что у современных школьников появился новый синдром - синдром «Седьмое сентября». Ровно неделя требуется детям, чтобы устать от несвободы после свободы летнего периода, когда они занимались своими любимыми делами и исследовали мир. И главное, они исследовали себя, выходя за рамки школьной обусловленности.


К чему ведёт образ жизни, наполненный чередой бессмысленных занятий? Возникает апатия. Притупляется восприятие жизни, похожей на «день сурка». Притупляя восприятие, психика спасает человека от боли. Эта боль неизбежно возникает при попытке анализа своей ежедневности. Если начать анализировать свою жизнь, то боль может перерасти в глубокую депрессию, так как обнаружится, что человек не знает к чему стремиться. Делается вывод: лучше не задумываться над бессмысленностью жизни, наполняя её отвлекающими от раздумий занятиями. Так получаются либо трудоголики, либо развлекающиеся бездельники (алкоголики, наркоманы, шопоголики...).


А однажды от привычки проживать свою жизнь бездумно возникает неумение распознавать свои чувства и желания. И тогда выход за пределы клетки с беличьим колесом для многих становится невозможным. Страх стоит грозным стражем на пути к свободе реализации своего предназначения, которое подает свои слабые сигналы из-под завалов памяти, как тоска. Эта тоска глушится работой до потери пульса, либо развлечениями любого толка.


Так когда же человек может узнать о своем предназначении без потери связи с собственным «Я»?


Помню, как в детстве, уже глубоким вечером, когда надо было отходить ко сну, моё сердце воспламенялось от какого-нибудь желания узнать что-то или сделать что-то. Меня накрывало сожаление, что день потрачен был не на то, что мне по-настоящему интересно: мой день был наполнен выполнением обязательств перед семьёй и школой. Я ещё не забыла той детской тоски, которая разъедала меня, постепенно выстраиваясь в образ бессмысленности жизни. Той жизни, в которой нет места моим желаниям и в которой я должна выполнять функции, заранее определенные обществом.


Именно детство - та пора, когда свобода самовыражения естественным образом формирует в человеке образ «Я», вытекающий из субъективного опыта взаимодействия с миром. Если детство ребёнка набить до отказа деятельностью, которую общество считает полезным для будущего ребёнка, то оно лишает его личного будущего, спасая своё собственное. Детство - это активный поиск себя. Так зачем же наполнять детство наших детей усвоением нашего прошлого опыта и знаний, умерших ещё вчера?


Страх не успеть вложить в детей всё нужное и полезное. Страх того, что они вырастут яркими индивидуалистами, которые не впишутся в общество и будут несчастными. Страх, что если им со стороны не придать смысл их деятельности, то они вырастут никчемными и ленивыми и не смогут нас поддерживать в старости. Страх, что если позволить детям самостоятельно выбирать себе занятия по душе, то они предпочтут лениться и бездельничать... Все эти страхи - проекции несвободы тех, кто сам ни разу в жизни не рисковал. А потому для таких родителей лучше повести детей по пути уже проторенному, даже если он заведомо ведёт в непроходимый лес заблуждений и тоски по собственной сути.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse