Статьи

Как вырастить читателя

Лизе было семь лет, когда она заплакала над книгой. Это была чудесная книжка великолепного классика немецкой детской литературы Михаэля Энде «Бесконечная история». Именно тогда, когда её слёзы намочили страницу книги, я поняла, что в нашей семье родился ещё один читатель. Пока книга не вызовет в ребёнке эмоционального отклика, о рождении читательской потребности не приходится говорить. Так как же пробудить в ребёнке вкус к русскому слову, красоте текста, к наслаждению миром героев?


Мой опыт показывает, что наиболее эффективной ваша помощь в освоении чтения будет в первые 2-3 года с того момента, когда ребёнок начнёт читать. Именно на этом этапе требуется ваша поддержка.


Мне кажется важным донести до вас простую статистику.


Простейшие слова – местоимения, предлоги, связующие слова – составляют 10% от объёма всего печатного материала. Поэтому с раннего детства познакомьте ребёнка с ними. Рассматривая картинки, взаимодействуя с ребёнком, акцентируйте его внимание на этих словах (под столом, на столе, у стола, над столом, в столе...).


Двадцать пять слов житейского обихода составляют третью часть всех художественных текстов. Это названия предметов и явлений повседневной жизни, которые ребёнок усваивает при взаимодействии со взрослыми.


Около ста слов составляют 50% от всех слов, встречающихся в книгах. Это слова, описывающие явления природы, взаимодействия людей, реакции и эмоции, чувства и переживания. Поэтому так важно не только использовать такие слова в общении с ребёнком, но и раскрывать их смысл через его собственную способность распознавать в себе эмоции, чувства, ощущения. Научите его наблюдать за явлениями природы и словесно выражать своё отношение к ним.


Этого словарного запаса уже вполне хватит, чтобы понимать смысл текстов детской литературы. Научите ребёнка как можно раньше пользоваться электронными словарями, предоставив ему доступ к интернету. Введите правило - все непонятные слова отмечать маркером в книге и тут же искать их, например, в GOOGLE. Наполните эту часть работы над текстом эмоциями радости от поиска неизвестного. Для этого не стесняйтесь своего незнания, когда ребёнок задаёт вопросы, на которые вы не знаете ответов. Я, например, радостно восклицала: «Надо же, какой интересный вопрос! Я не знаю, но так хочу знать! Давай вместе поищем!» И вместе с ребёнком начинала поиск ответа, удивляясь и восхищаясь новому знанию.


Был момент, когда дочь, чтобы увлеченно испытывать процесс совместного поиска, самостоятельно усложняла для меня задачу, выискивая из потока сообщений и текстов такие слова, которые она даже в контексте не могла понять. Это превратилось в поисковый азарт. Именно тогда на почве интереса к родному языку, у неё значительно увеличился словарный запас. А так как работа по поиску слов была сопряжена с радостью, то есть выработкой дофамина, то новые понятия свободно попадали в долговременную память.


Здесь у нас появилась такая игра. Надо было сочинить свой текст с использованием новых слов, чтобы потом озадачить папу, который выслушивая их вечером за ужином, высказывал удивление, восторг и радость. Что подкрепляло поисковый инстинкт дочери.


Коснусь ещё очень немаловажного вопроса. Начинающие читатели, в какой-то момент, начинают различать, что многие слова пишутся совсем не так, как произносятся. Именно на них и заостряйте их внимание, помогая им. Постепенно словарный запас детей пополнится и с учётом такого распознавания. Пользование словарями будет непроизвольно акцентировать их внимание на таких особенностях родного языка. Покажите детям, что в сложных словах есть основа, которая вычленяет в них более простую часть. Так, понятие «корень слова» войдёт в обиход детей, что облегчит правописание с полным пониманием грамматики.


В итоге, уже к 12 годам Лиза стала домашним экспертом в вопросах правописания. Теперь (14 лет) она персональный корректор моих текстов. И у неё появилась новая ступень восхождения к уже иной грамотности – психологической. Так как мои тексты содержат знания по психологии, психоанализу, то проверяя их, она обогащает свой жизненный багаж такими знаниями, которые неизбежно ей пригодятся в жизни. Кроме того, теперь, когда она занимается переводами, её компетентность помогает делать их высокохудожественным языком. А всё потому, что я привила ей вкус к красоте слова и текста в целом.


Когда вы говорите своим детям о том, что что-то важно знать, всегда поясняйте для чего это нужно. Понимание смысла ваших рекомендаций снимет сопротивление перед постижением нового. Это очень важный момент.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse