Статьи

«Коллективное Я»

Групповое мышление - это психологический феномен, возникающий на фоне подавления личности ребёнка до полного его отождествления с той группой, которая спасает его от боли отвержения миром взрослых. Постепенно возрастая, ребёнок переходит из группы в группу и везде словно растворяется в среде, как сахар в кружке чая.


Полное растождествление себя как личности спасает человека от встречи с самим собой. Иначе можно столкнуться с кучей хлама, накопившегося в чулане судьбы. Этот хлам обильно приправлен болью самоотвержения из-за того, что однажды поверил миру, кричащему ему о его никчёмности. А никчёмность его состояла в том, что он как личность не имел права на проявление своего уникального «Я», думающего не как все и желающего поступать по своей воле, а не по воле группы.


Человек, обладающий групповым мышлением, конформист, мечтающий о социальной гармонии. Он думает, что если освободить мир ото зла, то и он сам станет счастливым. «Ну, не может быть счастья, когда всё кругом кишит злодеями и подлецами!», - вот философия его отверженной души. Правда боль, пережитая в детстве, теперь воспринимается через розовые очки, создающие иллюзию радости общения вместо отчаяния подавления, требующего отказаться от своей уникальности. Сознание приняло уникальность как зло, уверовав в то, что индивидуализм и есть згоизм, который порицается всеми. А быть порицаемым, то есть отвергаемым, это больно. Вот поэтому лучше отказаться от своей уникальности, чтобы не испытывать боли от стыда, что поступая по зову сердца, проявляешься как «конченный» эгоист.


Особую ценность для таких людей представляет ЕДИНОМЫСЛИЕ. Они мечтают об общих делах, об общих ценностях, об отсутствии разногласий, принудительно возводя эту идею в своеобразный культ в своих семьях. Детям такого взрослого не позволяется иметь своего мнения, своих дел. «Мне не по себе, когда дети не хотят идти куда-то вместе с нами, а хотят остаться дома. Нас не так воспитывали: мы ехали все вместе, отдыхали вместе, работали вместе. Грустно, что нынче детки шибко независимые стали», - говорят они грустно. Очевидность того, что в таком групповом взаимодействии должно быть ВНУТРЕННЕЕ согласие всех членов сообщества, даже не была сформирована, так как изначально всё индивидуальное, самобытное и уникальное отвергалось той средой, что воспитывала их самих.


У людей с групповым мышлением отсутствует логика и целостное восприятие многовариативного мира. Им свойственен неоправданный оптимизм по поводу неограниченных возможностей группы, будь то государство или нация. Уникальность ими отвергается даже на уровне культур разных народов. Свою культуру они обожествляют, считая ее единственно верной. Потому все иные мировоззрения априори считаются злом, с которым надо бороться. А если иные культурные коды прорастают на их территории, то они стремятся выполоть их во что бы то ни стало. И даже насилие воспринимается в этом контексте как оправданное добро во имя спасения своего «КОЛЛЕКТИВНОГО Я».


Такие люди гордятся своей национальной принадлежностью. Эта гордость принимает формы агрессивной кичливости: «Я русский/украинец/немец/американец/...!!!» Им просто гордиться больше нечем, а хочется. Гордиться собой они не могут: собственное «Я» поглощено «МЫ». В итоге они сами становятся той агрессивной средой, которая растворяет индивидуальности собственных детей.


Такие люди социализацию видят не как умение общаться с людьми, отличающихся разностью взглядов на жизнь, а как умение подчиняться правилам группового взаимодействия, считая, что это умение помогает им обретать самоценность. Если они выпадают из общества, то теряют ориентиры и чувствуют себя отверженными. Поэтому они ярые поборники школьной системы, социализирующей их детей по такому же типу группового мышления.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse