Статьи

Уникальность

Поражение приносит неудовольствие собой. Поэтому воспитание, основанное на соревновательности, приводит к формированию личности, склонной к депрессии. Поэтому я против сравнения ребёнка с кем-то. Я сравниваю достижения своих детей только с их собственными достижениями. Также мне неприятна подоплёка досок почёта в школах. Как-то я наблюдала такую картину. Возле доски «Мы лучшие» стоят внучка и бабушка. Внучка с гордостью говорит: «Посмотри, бабушка, я лучшая. Видишь, моя фотография самая верхняя. Это значит, остальные отстой!». Бабушка с умилением смотрит на внучку: «Как же я рада за тебя!». Гдалит девочку по волосам, и ни слова в ответ на её явное бахвальство и высокомерие.


Теперь представим, что будет с этой девочкой, если она лишится привилегии попасть на доску почёта. Либо она будет затрачивать все свои усилия только на то, чтобы восстановить статус кво, либо этот проигрыш даст ей толчок к осознанию себя неудачником. Человек, воспитанный на соревновательности с другими людьми, обречён быть вечно привязанным к удовольствию, получаемому только от превосходства. Иной цели уже не будет. И вместо того, чтобы тратить свою энергию на реализацию своего природного потенциала и своих способностей, такой человек все свои усилия будет прилагать в соревновательности за право быть лучшим. Скажите, можно ли стать лучшим? На мой взгляд, всегда найдётся кто-то, кто объективно будет иметь результаты выше. Это путь к страданию и зависти, вперемежку с ненавистью к себе и людям, более успешным, умным, красивым, сильным. Это сравнение прошито в психике таких людей.


Мировоззрение человека, стремящегося во что бы то ни стало к победе и не умеющего проигрывать приводит к нищете Духа: проиграв, он теряет силы находить новые ориентиры из страха проиграть. Этот страх парализует его и делает неспособным совершать простые действия, чтобы выжить с такой уничижающей правдой о себе.


Затем нищета начинает формировать в сознании недавнего проигравшего победителя, отравленного страхом, мировоззрение неудачника. Любое действие или бездействие ведёт к проигрышу, так как присутствует напряжение всех сил, направленных к победе, но уже замешанных на страхе проигрыша. А страхи это то, что реализуется. Нарастает опыт поражений. Растет неуверенность в своих силах. И тогда наступает момент, когда в отчаянии человек отступает от борьбы: у него нет сил оглядеться в поисках выхода.


А если жизнь указывает на очевидность выхода, то он не в состоянии этот выход увидеть. Он предпочитает сесть посреди дороги и упрямо повторять: «Ничего не выйдет!!!». И с тоской во взоре он затягивает на всю оставшуюся жизнь заунывную песню о бывших своих победах, терзая в клочья свою душу болью потерь. Я видела родителей, принявших на подсознательном уровне образ неудачника, но на уровне сознания сопротивляющихся этому образу. Их сопротивление выглядело печально и опасно для его детей. Они склонны были изводить их морализаторством, основанным на знании, как стать победителем. Но их нравоучения были наполнены горечью, агрессией и нападками на мир, не признавших в них гения. Образ непризнанного гения заставлял их быть категоричными и предвзято критичными к своим детям. Тем самым, они программировали их на неудачу.


Каждый, кто рожден, уже победил: он воплощен. Так стоит ли и дальше свою жизнь посвящать бегу на перегонки? Никогда не сравнивайте детей с другими людьми. Ваш ребенок не хуже и не лучше других. Он уникален. Пример, взятый для образца, всегда накладывает ограничение на развитие индивидуальности.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse