Статьи

Творческое мышление не совместимо с рабским сознанием

Ксения Медведицкова: А то куда ни придешь, везде в доме огромная коробка убитых в хлам игрушек, к которым ребь и не подходит. История каждой примерно такова: ребь ткнул в нее пальцем в магазине, ее купили, принесли домой, он поиграл минут десять, потом поломал минут пять, остатки - в коробку. И так далее.


Любовь Сгонник: Ребёнок ломает игрушки либо из любопытства к тому, как она устроена, либо от понимания того, что игрушка принадлежит не ему, а тому, кто её купил, что автоматически снижает ценность объекта или явления для человека.


Рассмотрим аспект любопытства. Мой сын, ломая игрушки, понимал, что наступит момент, когда целые игрушки в доме исчезут. Когда такой момент наступал, он начинал изобретать невероятные способы сооружения из отдельных элементов разобранных игрушек новые механизмы. Порой, это были более увлекательные и захватывающие занятия, чем игры в рамках предложенных игрушкой условий. Теперь этот творческий поиск стал основой его профессии: он разбирает на составляющие части целое, на основании этого понимает структуру первоначального целого и создаёт новаторское решение с функциями, отличающимися от исходных, но соответствующие той задаче, которую новый объект решает более успешно. Это, в принципе, алгоритм решения любых творческих задач. Предлагая ребёнку играть только по правилам, мы лишаем его возможности научиться смотреть на объекты и явления с любой точки зрения, выходя за рамки привычных схем.


Рассмотрим аспект того, что происходит, если ребёнок понимает: мне ничего не пренадлежит, значит я могу этим не дорожить. Именно так проявляются люди, у которых не сформировались понимания общественного договора по части собственности. Так поступают те, кому мало, что принадлежит и у кого это “мало” может быть в любой момент отобрано теми, кто ему дал право временного пользования. Это рабское сознание бесправного человека. Ему никогда ничего не принадлежало, поэтому не сформированы навыки ответственного владения. Так формируется рабское сознание граждан любого тоталитарного общества. А то, что не принадлежит человеку, легко им разрушается. Что мы и видим в процессе всех революций. Такой подход к воспитанию, построенный на отсутствии права собственности, может привести к формированию протестного поведения, начиная со свержения авторитета родителей и кончая попранием чужих свобод, с присвоением себе чужой собственности.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse