Статьи

Факторы успеха

От чего зависит успешность человека в жизни? С этого вопроса я начал семинар с преподавателями права в Москве. Мы выписали на доске около 30 «самых-самых» факторов успешности. И стали обсуждать, вспоминать исторические и бытовые примеры, выстраивать иерархию факторов успешности…


Деньги? Наличие начального капитала? — Да. Но сколько угодно примеров, когда огромные капиталы создавались из минимальных средств — при наличии красивой идеи и умения решать задачи.


Возняк продал свой наградной калькулятор XII-65 за 500 долларов. Джобс, не желая выдавать, что у него на банковском счете есть 5000 долларов за игру «Разбей стенку» от фирмы «Атари», продал грузовичок «Фольксваген» и таким образом обеспечил себе половину прибыли предприятия. Таким образом появился начальный капитал фирмы «Apple» — одного из ведущих монстров компьютерного рынка.


Мультимиллионер судовладелец Онасис, финансовый король Ротшильд, нефтяной магнат Рокфеллер, создатель первого массового автомобиля Форд — все они были придумщиками, изобретателями, решателями открытых задач.


Кстати, история знает немало и иного порядка примеров, когда человек теряет все свои накопления в результате одного неудачного решения…


Школьное и вузовское образование? — Все мы знаем, что отличники в школе далеко не всегда становятся отличниками в жизни. Даже в науке «школьная успешность», объем полученных в школе знаний не являются определяющими факторами успеха.


А. Холл — из числа тех, кто не получил никакого специального образования и пришел в астрономию не из другой области знания, а из сферы, вообще далекой от науки. А. Холл — плотник. Изучив под руководством жены-учительницы математику, он вскоре показал такие успехи, что был приглашен в одну из американских обсерваторий. А. Холл обессмертил свое имя, обнаружив в 1877 году спутники Марса — Фобос и Деймос.


Будучи довольно известным американским художником, но ничего не понимая в совершенно чуждой ему области — теории электричества, Морзе увлекся идеей «передачи информации по проводам» в 42 года. Он стал изобретателем телеграфа, одним из основателей и первым президентом национальной академии в Нью-Йорке.


Тогда, может быть, здоровье? — Конечно. Но и здесь немало исключений.


Об уровне среды, с которого ему нужно было подниматься, можно судить по письму его отца. Адрес был такой: «Китай, Пекинъ. Пекинский универстетет. Прохвесору Испиранта Василию Ерошенку». С этого уровня слепой крестьянский мальчик Василий Ерошенко поднялся до высшего образования в целом ряде знаний, и профессором эсперанто он действительно был не только в Пекинском, но и в Токийском университете.


Результаты деятельности Ерошенко огромны. Три сборника новелл и рассказов на японском языке. Сейчас писатель Эро-сан (под этим именем Ерошенко знают в Японии) — классик японской литературы, его сказки входят в обязательный курс младших классов японской школы. В Китае известен писатель и драматург Айросяньке. Записи сиамского и бирманского фольклора сделаны им впервые в мире. Сохранились газеты с его статьями на английском, немецком и эсперанто. Слепые дети Туркмении до сих пор обучаются по его азбуке — он разработал брайлевский шрифт для туркменского языка (для чукотского — не закончил).


Он разработал уникальную методику обучения иностранным языкам, методику обучения слепых независимости движений. Сам Ерошенко ходил без палки даже в незнакомых городах. То, что он слеп, можно было различить только вблизи.


Стивен Хокинг — известнейший в мире науки английский космолог, действующий профессор Кембриджского университета. Ему 56 лет, и он давно уже болен редкой болезнью Луи Герига, при которой человек теряет подвижность. У него действуют лишь два пальца на руке, которыми он набирает слова на экране компьютера и общается с аудиторией через электронный синтезатор голоса.


Похоже, что есть только одно качество, абсолютно и безусловно необходимое для достижения значительных успехов: умение решать задачи. Конечно, речь идет об открытых задачах — профессиональных, бытовых, психологических...


Знаете, в чем особенность человека творческого? Он видит вокруг себя открытые задачи. Он видит их там, где другой видит неудачу или «божью кару»… Нужно только научиться открывать глаза, и тогда мир предстанет перед вами, как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог — свои, педагог — свои. Нужно научиться видеть задачи так, как умел это делать слепой Ерошенко. Вот, кстати, пример удивительно красиво решенной им педагогической задачи:


В поисках учеников для туркменской школы (это он тоже делал сам), Ерошенко наткнулся на слепого сироту по имени Дурды. Удивительно, как вообще выжил этот малыш. Все, что он знал в свои шесть лет, — это голод и непрерывные избиения за попрошайничество. Он был свято убежден, что все люди — звери, и что сам он в этом мире никому не нужен. Ерошенко привез его в школу, накормил, напоил. Педагогические нормы советуют в таких случаях несколько лет постепенно завоевывать доверие. Но Ерошенко не мог ждать и дня. Он повел Дурды в горы (кстати, Ерошенко был неплохим альпинистом-любителем). Вдвоем они зашли на одну из вершин, и Ерошенко попросил малыша крикнуть свое имя. «Я — Дурды!» — крикнул тот. И эхо несколько раз повторило его имя. «Вот видишь, — сказал Василий Яковлевич, — даже здесь, в горах тебя все знают и любят...» Дурды Питкулаев много лет после смерти Ерошенко был директором той самой школы в Туркмении.


Грек по происхождению, международный бизнесмен Аристотель Онасис и слепой парень из русской деревни Василий Ерошенко — что в них общего? Оба по-разному, в разных условиях и в разное время, но были успешны. Один из них мог остаться ночным диспетчером в американском порту, другой — бедным крестьянином в российской деревне. Но они умели видеть задачи, они не боялись задач, они решали. Решали, как дышали. Вывод? Решайте глубже…


Вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) по вопросам образования Анатолий Гин

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse