Статьи

Правильный ответ

Реально ли научить детей не искать единственно верный ответ, а провести собственное исследование проблемы?


У большинства школьников нет большого желания ввязываться в исследование: все изначально уверены в существовании одного правильного ответа. Точек зрения множество. И доказательность каждой из них зависит от готовности человека использовать свою способность рассуждать, допуская, что мир многогранен и безграничен. Многие ли из вас могут принять такой посыл: доказать можно практически любую точку зрения?


Я также обратила внимание, что вопрос, на который ребёнок сразу не знает «правильный» ответ, редко вызывает желание его искать. Он просто замолкает или начинает судорожно оглядываться по сторонам в надежде на подсказку: в зависимости от атмосферы в классе сердобольные одноклассники начинают либо тихонько подсказывать, либо кричать со своих мест, не давая отвечающему возможность подумать.


Вера во всемогущий Правильный Ответ настолько фундаментальна, что поколебать ее очень трудно. Во-первых, школьники уверены, что он есть всегда, во-вторых, что он должен быть только один. Действительно, зачем пытаться размышлять, если для получения хороших оценок нужно просто заучить определённые шаблоны? Минимум напряжения — максимум результата. Ребёнка с первого класса учат ориентироваться на результат: значение имеет не то, как он рассуждает, а то, насколько хорошо воспроизводит готовые шаблоны, накануне рассказанные учителем.


Картина мира формируется годами, становясь постепенно фундаментальной и, порой, нерушимой. Очень часто мировоззрение становится скопищем однозначных ответов, которые приняты на веру и с которыми не просто трудно расстаться, труднее увидеть необходимость делать это. Зачем разрушать свои шаблоны, если они дают такую сладостную иллюзию простоты понимания, сложное сводя к умозрительной простоте? Всё, что не вписывается в эту иллюзорность, можно априори считать ложным, глупым, вредным. Да и воспитывать в рамках устоявшихся стандартов всегда проще: не надо напрягать свои мозги в поисках нестандартных решений, которые ещё непонятно куда могут привести.


Мне говорят: «Посмотрим, что будет с вашей дочерью через много лет». В этом заявлении уже угадывается самонадеянная уверенность, что время может доказать Правильный Ответ, который однажды был принят говорящим. Ожидание развязки иного сценария, расходящегося с принятым, в любом случае будет укреплять веру в Единственно существующий выбор.


Поэтому идёт требование доказательности не для того, чтобы, якобы, иметь возможность пересмотреть свои взгляды, а для того, чтобы всё многообразие мира, не вписывающиеся в упрощённую картину, привести к Единственно Правильному Ответу. Иначе будут разрушены шаблоны. И тогда где искать опоры? Кто подскажет? Кто создаст новую шкалу Правильных Ответов?


Мышление, привыкшее опираться на подсказки, не способно продуцировать собственную шкалу ценностей, которая не тяготеет к стабильности. Жизнь многомерна, текуча и изменчива. Желание изловить жизнь в сети однозначности делает человека рабом иллюзий, даже не принадлежащих ему самому.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse