Статьи

Я говорю им: «Спасибо!!!»

«Куда идти поколению, изучавшему жизнь в течение 11 лет в уме, сидя на ягодицах? Куда идти взращенному миром взрослых «безрукому» поколению? Кто знает? А ведь кто не зубрил по школьным учебникам прописные истины: рука сотворила мозг и сознание человека!


И многие ещё надеются: вот наступит долгожданное завтра, заменим очередного Президента и все беды закончатся. Но мало кто догадывается о силе инерции и уже во многом необратимом процессе биологических нарушений, развернувшихся в современной цивилизации.


Причины того, как и почему традиционная школьная система так глубоко подрывает психическое и физическое развитие и здоровье ребёнка, детально изучены на базе института медицинских проблем Севера СО РАМН ещё в 90-х годах 20 века. А воз и ныне там. Эти исследования показали, что речь идёт не только и не столько о здоровье-нездоровье, как таковом. Технологии воспитания и обучения ориентированы против природной человеческой сути, против кода работы мозга. В этих условиях спровоцировано массовое физическое и психическое нездоровье, как медицинское явление.


Речь идёт о подрыве и дезорганизации сугубо видовых характеристик человеческой конструкции: телесной вертикали, зрительно-образных отражательных потенциалов, рукотворческих способностей преобразования мира, психомоторных способностей, в т.ч. речемоторных функций.


Многолетними исследованиями ученых вскрыты многие десятки воспитательно-образовательных технологий, спровоцировавших эту трагедию. Причём, определяющая роль в этом принадлежит образу организации учебно-познавательного процесса, образу школьной жизни. Безусловно, многие истоки, подрывающие основы психического и физического развития здоровья детей, берут своё начало с образа семейного воспитания. Однако с какой бы стороны мы не подходили к этой проблеме, родители - это всегда вчерашние школьники, жизнь в уме изучавшие. И так из поколение в поколение воспроизводится порочная система.


Многолетняя медико-педагогическая экспертиза, проведённая Л.П. Уфимцевой, Э.Я. Оладо, В.А. Гуровым, Н.Ф. Весловене позволила выявить, что в школьную среду заложены многие десятки факторов, способствующих пребыванию детей в режиме закрепощающей и истощающей моторной и нейро-психической напряженности.


Укажем лишь некоторые из них:

1. Ростомерная мебель заменена на одномерную, наклонная поверхность парт на горизонтальную столов, импульсно-нажимное письмо на безотрывное с постоянным усилием, перьевая ручка на шариковую, электроламповая освещенность на люминесцентную.

2. Традиционная моторно-инактивационная рабочая поза (сидя).

3. Доминирование «близоруких» книжных способов подачи информации.

4. Отсутствие таких технологий овладения детьми техникой письма, чтения, которые бы отвечали законам свободы функционирования их сенсомоторных сфер.

5. Доминирование в учебно-познавательном процессе принципов формальной логики и узко специализированных предметно-урочных принципов обучения.


О том, что фактор школьной жизни не адекватен психофизиологической природе ребёнка говорят многолетние исследования Института гигиены детей и подростков Минздрава РФ. 80% первоклассников хронически устают. А кто из родителей и педагогов хоть раз задумался: что такое для ребёнка оказаться в режиме хронического утомления? А ведь это ведёт к хроническому истощению физических и психических сил. Это ситуация истощающего развития! Оказываются подавлены те процессы, которые контролируются генетикой. Спустя уже 9 месяцев у каждого четвёртого ребёнка врачи отмечают изменения в сердечно-сосудистой системе и повышенную нервную возбудимость.


Казалось бы, прочитав о таких вещах, и родители и педагоги должны прийти в состояние шока, а затем ринуться спасать своих детей. Ведь речь идет о «бархатном» убиении жизнеспособных сил у подрастающего поколения нации. К сожалению никто никуда не ринется! Удобная позиция - не знать. А если узнать, то оспорить. Потому что, если согласиться с выводами учёных, то прийдется взять ответственность на себя за обучение детей. Проще закрыть на проблемы глаза и взвалить свою ответственность на плечи системы, которая хоть плохонько, но решает вопросы образования и освобождает родителей от необходимости думать.


Базарный В.Ф. «Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий», 1996 г.


P.S. От себя добавлю, что именно благодаря усилиям вот таких учёных, в России были разрешены альтернативные способы обучения детей вне школьной системы и закреплены законодательно в 1998 году.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse