Статьи

Обучение

«Наибольшая прочность освоения учебной программы достигается при подаче учебной информации одновременно на четырёх кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Раннее увлечение одним словесным кодом часто приводит к отвлеченным, неточным знаниям» (Эрдниев П.М.)


«Раннее увлечение словесным кодом» стало настоящей болезнью нашего образования. С 60-х годов, решив показать миру ещё и педагогическую «Кузькину мать», российская школа перешла на овладение загадочным «теоретическим мышлением». Для этого была отвергнута дидактическая цепочка: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому. Именно с тех пор образование начинается сразу же со словесно-логической подачи материала: даются термины, определения, правила и рассуждения ещё до того, как ребёнок успевает исследовать предмет или объект описания. У детей ещё не формируется вопрос в ходе исследования, а ему уже говорят готовый ответ в виде свода отвлечённых правил.


Ребёнок ещё не наигрался со словами, а ему уже подсовывают понятия: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, фонемы, схемы слова, определения. Обучение необходимо начинать с конкретно-образного и наглядно-действенного. И только после этого приступать к словесно-логическому способу обучения. Даже те родители, которые хотят обучать детей в школе, должны учитывать этот момент методической особенности современной программы. Иначе будет складываться впечатление, что программа начальной школы слишком перегружена. Она не слишком перегружена. Она в корне неверно построена.


Так, перед школой я с Лизой играла в слова, классифицируя их определённым образом. Не называя определений, она легко справлялась с такими классификациями. А когда наступило время повесить бирочки к этим группам слов, легко и просто возникли существительные, глаголы, определения, местоимения... Ребёнок, наигравшись в словесные забавы, легко перешёл к словесно-логической цепочке, освоив все грамматические «трудности» программы четырехлетней начальной школы за один год.


Описанная дидактическая цепочка лежит в основе подготовки к самообразованию, делая здание знаний прочным и устойчивым. Учёба уже не кажется неподъемной махиной. И я научу вас, как правильно играть с детьми и в игре закладывать основы обучения. Если, приступая к обучению в семье, вы будете слепо дублировать действия школы по учебникам, утверждённым министерством, то получите те же результаты: непонимание ребёнком программы, подсовывающей ему словесно-логические коды прежде конкретно-образного и наглядно-действенного кодов.


А вот что об этом говорит Н.А. Зайцев:

http://lubovs.nethouse.ru/articles/162357

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse