Статьи

Игра как инструмент познания

Существует множество игр, пополняющих словарный запас ребёнка и расширяющих его кругозор. О них я рассказываю на своих семинарах. Здесь же я поделюсь одной из них.


Я повесила физическую карту мира на стену в коридоре, когда Лизе было около трёх лет. Повесила на уровне её глаз. Вначале она просто трогала её. Мы вместе с ней её разглядывали, изучая моря и океаны, материки и страны. И делала я это только в тот момент, когда дочь естественным образом обращала на неё внимание. Если я это замечала, то чем бы я ни занималась, тут же всё бросала и подходила к ней, садилась рядом на корточки и очень эмоционально начинала трогать вместе с ней карту, удивляясь изображенному на ней.


Когда Лиза научилась читать (4 года), то уже самостоятельно, как завороженная, продолжала исследование карты, открывая страны и города, реки и озёра. Потом её стали удивлять рисунки, нанесённые на поверхности океанов. Я отвечала на её вопросы. Если не знала ответов, то тут же признавалась в этом и вместе с ней пускалась на их поиски. Так мы познакомились с океаническими впадинами, с рифами и прочими географическими премудростями.


Постепенно кругозор дочери возрастал. И у нас появилась такая игра. На карте Лиза искала страну и её столицу. Потом бежала ко мне со всех ног и уже на ходу, захлёбываясь от эмоций и предвкушения своего триумфа, произносила название страны, а мне надо было назвать её столицу. Иногда я отвечала, иногда, чтобы подогреть её энтузиазм, изображала озадаченность, чтобы дать дочери возможность насладиться тем, что она знает нечто, чего не знает даже мама. Если вы будете изображать из себя всезнаек, то из ложного желания сотворить в глазах ребёнка свой авторитет потеряете самое главное: интерес ребёнка удивлять вас своими знаниями и удивляться самому.


Во время такой игры появлялись куча вариаций: название озера и где оно находится, в какой стране такая-то река, какие реки ты знаешь в этой стране или на этом континенте... Дошло до того, что я реально не знала столицу какой-то Богом забытой, маленькой страны или впервые слышала название реки, о существовании которой даже не подозревала.


В результате уже в начальной школе Лиза поражала своими знаниями учителя по природоведению. Могла осмысленно и сходу рассказать о том, на какой чудесной и красивой планете мы живём и почему она её так любит. В средней школе она не просто не путалась в географических понятиях, а различала их тонкости. И, заметьте, это не было вызубрено в короткий срок. Это было воспринято ею во время протяжённого периода игр с картой: с 3-х лет...


Учить, играя, так весело. Много полезных вещей можно узнать именно в игре.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse