Статьи

Научите детей учиться

Сейчас готовлю материалы к семинарам. Их оказывается так много наработано за столько лет, что хочется обо всем этом рассказать, но понимаю, что в рамках двух дней могу позволить себе поведать только о самых главных вещах.


Когда родители умиляются тому, «какие у нас замечательные учителя в школе», я хочу им посоветовать просочиться в коридоры школы и послушать те «дискуссии», которые ведут учителя с детьми при закрытых дверях. Многие самообманы рассеялись бы. Я же была допущена в эти коридоры, потому что мне выставляли условия по обязательному сопровождению дочери внутри школы, когда мы приходили сдавать аттестации. Это требование связано было с тем, что дочка была слишком маленькой для средней школы. Фраза директора: «Я не отвечаю за здоровье и жизнь вашей дочери», - повергла меня в шок. Я такое в школе увидела и услышала, что мои последние иллюзии приказали долго жить. То, как учителя учат на своём примере быть льстецами и лицемерами, меня шокирует до сих пор. При том, в школах встречаются действительно редкие профессионалы. Но их сейчас так мало. Они предпочитают уйти из школы и заниматься репетиторством - не выдерживают ту атмосферу, которая не только детей подавляет, но и их самих.


Я ведь бывший педагог ВУЗа и не понаслышке знаю, что школа не готовит детей ко взрослой жизни. Она не учит главному - умению самообучаться. А когда у меня был свой бизнес, то я бывала потрясена тем, как мало взрослых людей, умеет планировать своё время и решать конечную задачу без пошаговых инструкций руководителя.


Вот этому надо учить - планированию времени и умению выставлять самостоятельно цели, чтобы потом эффективно их достигать. Школа же впихивает в головы детей информацию, которая уже устарела или скоро устареет. Сейчас, когда Лиза учит химию и биологию по программе химфака, смеётся над тем, что многие вещи в школьной программе по химии уже не просто устарели, а недопустимо неточны, согласно новым открытиям в этих областях науки. А детей всё продолжают оболванивать. Мне грустно становится от того, что для многих эти вещи не очевидны.


Программа школы так перегружена, что, порой, мне кажется, что убрав половину того, что изучается, можно было бы обучить действительно полезным и нужным навыкам. Только, когда я говорю об этом, даже продвинутые друзья воспринимают мои слова как кощунство.


Надо научить детей учиться, а не заставлять их тупо заучивать сведения сомнительного качества. И ведь существует куча великолепных методик, расширяющих возможности мышления до того уровня, когда человек сам может за очень короткий срок положить любую информацию в длительную или короткую память. И делать это произвольно, исходя из того круга задач, которые сам себе ставит.


Галина

Любовь, подскажите, что это за методики или хотя бы как они называются?

Комментировать
Создать сайт
бесплатно на Nethouse