Статьи

Этап формирования навыков самообразования

Окружающая среда формирует в ребёнке интерес к информационному полю среды и, в конечном счете, его тягу этой информацией воспользоваться.


Препятствием к восприятию информации является неспособность различать языковые единицы: звук, слово, предложение, сообщение. Чтобы развить в ребёнке этот навык, необходимо много с ним разговаривать в темпе, соответствующем его возрасту. Если речь взрослых сбивчива, нелогична (перескоки с темы на тему, предложения не закончены и бессвязны), то ребёнок при адаптации к такой среде испытывает психологическое напряжение, ведущее к торможению развития желания слушать.


Если информационная среда перенасыщена эмоциями раздражения и агрессии, то психика ребёнка выстраивает защитный механизм, и он словно «глохнет». «Ты меня слышишь?!», - кричит рассерженный взрослый, пытаясь привлечь внимание ребёнка. Он не слышит, в нём зреет страх перед средой, где ему угрожают расправой. Это срабатывает его природный защитный механизм. Происходит перенос его страха на весь информационный языковой поток. Ребёнок боится воспринимать всё, что исходит от эмоционально нестабильного взрослого. Он может взять информацию только в спокойной обстановке, где уму напрямую не угрожают.


Вот почему так важно, развивая в ребёнке навыки восприятия информации, вначале создать вокруг него прочную эмоционально дружественную среду. В пространстве этой среды происходит естественный процесс взаимообмена информацией. Ребёнок - не пассивный слушатель. Его тоже следует активно слушать. Так возникает обоюдный интерес. Взрослый, погружаясь в мир ребёнка, узнает его природу, наклонности, приоритеты, интересы, желания. Тогда не надо будет хаотично метаться в поисках развивающих сред, игрушек, занятий, пособий…


Вы - наблюдатель. Именно из этих наблюдений вы выносите очень важные сведения о том, кто к вам пришел. Его пришествие окрашивает вашу жизнь смыслом и превращается для вас в питательную развивающую среду. Она развивает и вас, вскрывая те драмы и праздники, которые вами были пережиты в детстве. Такое восприятия себя и ребёнка снимает в вас напряжение что-то недодать, упустить, сделать неправильно. Вы дадите ему всё необходимое и соответствующее его естеству, если просто начнёте наблюдать и создавать эмоционально стабильную обстановку.


Это не значит, что вы должны подавлять свои негативные эмоции. Если они в вас появляются во взаимодействии с ребёнком, то вполне возможно: они вскрывают в вас тот психо-травмирующий пласт, который вы носите в себе с детства. Исследуйте свои эмоции и находите те причины, которые их включают.


Не бойтесь быть несовершенным родителем. Вместе с ребёнком вы духовно развиваетесь, гармонизируя свой внутренний мир. Это помогает вам выстраивать отношения с внешним миром, приобретая новые навыки общения, лишенные личной драмы.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse