Статьи

Практическое применение полученной информации

Получив некую информацию, ребёнок либо стремится её воспроизвести, либо нет. Если настаивать на воспроизведении, которое не согласуется с внутренней потребностью ребёнка, то разрушается его природная тяга воспользоваться своими знаниями.


Выстраивая искусственные стимулы к воспроизведению, будь то похвала или наказание, мы мешаем формированию внутренней мотивации.


Например, взрослый заставляет ребёнка читать наизусть стихи, пересказывать тексты, повторять назидания, чтобы убедиться в его послушании. Механическое воспроизведение, не затрагивающее внутренней потребности ребёнка, делает его заложником наших эмоций. Он начинает связывать результаты своей деятельности с теми реакциями взрослых, которые вызывают в нем удовольствие. Видя порицание неточностью воспроизведения им какой-либо информации, ребёнок начинает бояться отрицательной оценки. Формируется привязанность к внешним факторам, создающим его мотивацию. Так мы готовим ребёнка к школе, где эти навыки адаптируют его к оценочной системе. Искусственно мы создаём в нём стремление к положительной оценке, создаём будущую модель школьника.


Самообразование же строится на внутренней мотивации, когда даже в отсутствие внешнего стимула человек способен заниматься своим развитием, исходя из внутренних потребностей.


Итак, ребёнок самостоятельно пытается воспроизвести информацию, полученную извне. Просто наблюдайте, не стремитесь, чтобы это воспроизведение было идеальным и совершенным. Лучше продемонстрируйте своё мастерство в том виде деятельности, которое вас вдохновляет. И ребёнок обязательно найдёт то, что вдохновляет его, и станет мастером это дела. Своими действиями вы показываете, как полученную информацию можно применять. Что толку девочке рассказывать, как пекутся пироги, требуя от неё подробного пересказа этого процесса. Не понимая, зачем она это делает и не видя результатов своих действий, основанных на знании процесса, у неё не возникает потребности воспроизводить информацию, не наполненную смыслом.


Если в семье озвучиваются разочарования в собственном образовании, не принёсшем удовлетворения, то ребёнок будет учиться не ради цели получить знания, а ради получения оценки. И тогда вектор его развития будет идти в сторону стремления получать любыми способами одобрение. Отсутствие одобрения ведёт его к разочарованию в себе или агрессии к миру, отвергающему его.


Осознание внутренней потребности быть компетентным для достижения своих жизненных целей, раскрывающих внутренний творческий потенциал - основа самообразования.


Дети с удовольствием воспроизводят действия значимых для них взрослых. Если взрослые сами любят читать книги, то и ребёнок тянется к ним. Через книги восполняется их природная тяга к познанию, которое удовлетворяет любопытство. Идёт накопление знаний. До тех пор, пока ребёнок сам не созреет до желания что-либо рассказывать, не надо от него этого требовать. Если его с увлечением слушать, то он самостоятельно, без понукания, начнёт рассказывать о том, что его интересует. В случае, если природное любопытство не удовлетворяется чтением книг, то ребёнок восполняет его посредством интернета, телевизора, видеоигр и проч. Когда мне родители говорят, что их ребёнок не любит читать, я понимаю, что для них самих этот процесс не был значимым, потому он и не развился в ребёнке. Позвольте ребёнку самому решать, какими способами он будет постигать законы миропорядка.


Итак, базовыми основами самообразования являются внутренняя мотивация и цели, которые сформированы природной потребностью к самореализации.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse