Статьи

Суть самообразования

Обладая навыками самообразования, человек, находясь в рамках любой системы, сам себя обучает. Он не ждёт, когда в него впихнут структурно разложенную кем-то информацию. Он из потока разрозненной информации сам создаёт структуру, которую самостоятельно обрабатывает с целью практического применения.


Если в человеке не сформирована способность самостоятельно вырабатывать целеполагания, основанные на внутренней мотивации, то самообразование становится не возможным. Теряется смысл познавательной деятельности, что приводит к тому, что человек начинает хаотично и бессистемно заниматься всем, чем угодно, перескакивая с одного вида деятельности на другой, ни один из них не завершая.


Внимание такого человека не может сосредоточиться на текущем моменте и ускользает в область прошедших или будущих событий. Он либо залипает в прошлом, страдая от нереализованности своих идей, либо уносится вдаль к грядущему, сооружая воздушные замки будущего успеха. Ничто его не увлекает надолго, так как его ЭГО требует постоянной поддержки окружения и оценки результатов его деятельности. Низкая оценка или отсутствие к нему внимания лишает интереса продолжать начатое.


Поэтому, даже определившись с целью, но не имея внутренней мотивации, человек каждый раз сбивается с курса, ведущего к цели, и легко отвлекается на задачи, которые не являются для её достижения приоритетными.


Постепенно внутри человека вырастает саморазрушающее и обесценивающее отношение к себе. Таков процесс формирования человека, считающего себя неудачником. Чтобы заглушить в себе самоосуждения, человек направляет усилия на удовлетворение нужд тех, кто даст ему высокую оценку. Так как единственной его мотивацией является оценка со стороны, он становится заложником идеи жертвенной любви. Единственной его целью становится провозглашаемая им идея сделать счастливыми родителей, жену/мужа, детей, друзей. С таким внутренним наполнением человек способен получать только такое образование, которое ведёт к удовлетворению нужд сообщества, а не его самого. Он поглощает знания без внутреннего осмысления. Его мышление становится догматичным. Им управляет предвзятость. Он не способен воспринимать информацию, не согласующуюся с ранее усвоенной и принятой им на веру. Такую информацию он активно оспаривает, видя в ней расхождения с той, что считает единственно верной.


Такой человек любит рассуждать на отвлечённые темы, философствовать, привлекая к себе внимание. Его действия не подчинены логике целеполагания. Рассуждения имеют вид «высоких абстрактных материй». Он ждёт, когда его научат, поэтому подвержен влиянию разного рода Учителей и Гуру, авторитетность которых общепризнанна.


Мышление такого человека инертно и не поспевает за темпом подачи учебного материала, который пытается перевести в свои догматичные образные представления. Адекватное восприятие утеряно, и человек становится предвзятым. Когда темп образного мышления человека медленнее того темпа, с которым поступает информация, его внимание соскальзывает со смысловой составляющей новых знаний, теряется нить повествования, и знания в итоге приобретают фрагментарность. Отдельные фрагменты не удаётся обобщить, и тогда остаётся только одно - зазубрить. За выученными формулировками человек не видит целостной картины явления и его процессов.


Итак, самообразование становится успешным, если ребёнок обладает внутренней мотивацией, ведущей к цели, выработанной им самим. Он имеет мышление, способное оперировать не только готовыми образами материального мира, воспринимаемого непосредственно в текущем событии, но способен абстрактно мыслить, то есть иметь достаточно развитое воображение. Скорость его реакций на интеллектуальные раздражители сопоставима или превышает темп разговорной речи.


Андрей

возможно ли исправить такого человека?

Комментировать
Создать сайт
бесплатно на Nethouse