Статьи

Развитие самостоятельности

«Само-стоятельность» - это способность «стоять самому» в своей жизни без поддержки со стороны опекунов. Без этой способности ребёнок не станет взрослым, отвечающим за собственные решения и поступки.


Научить ребёнка самообслуживанию важно, но этого недостаточно для выработки навыков самостоятельности. Можно добиться от ребёнка беспрекословного исполнения обязанностей по самообслуживанию путём запретов, контроля и родительского террора. Но при всём этом, ребёнок так и останется неспособным принимать решения и отвечать за их результаты, хотя и будет автоматически исполнять тот круг обязанностей, который вы ему вменили.


С пяти лет ребёнок может быть уже полностью самостоятельным, что касается вопросов самообслуживания. И это не миф. Это результат осознанной родительской стратегии. С двух-трёх лет ребёнок сам стремиться к самостоятельности, требуя предоставить ему право самому одеваться-раздеваться, в подражание взрослым участвовать в домашних делах. Если вы проявляете нетерпение к тому, что ребёнок в силу своей нескоординированности делает всё медленно и неаккуратно, и торопитесь всё сделать за него сами, то наступает момент, и он теряет интерес к самообеспечению. Вы собственными руками делаете из ребёнка инфантильную личность, не способную ни деньгами, ни образованием компенсировать свою неспособность быть самостоятельным. А всё потому, что упустили шанс заложить основы самостоятельности, которая бывает невосполнима в более позднем возрасте, когда перед ребёнком встают более интересные задачи, соответствующие его возрасту.


Самостоятельности невозможно научить, как считают большинство взрослых. Её можно только предоставить, дав ребёнку шанс на собственных удачах и неудачах учиться самому. Если до школьного возраста ребёнок приобретает базовые умения самообслуживания, то, приступая к учёбе, он естественным образом переходит к выработке внутренней ответственности за свою жизнь, постепенно возрастая к полной автономности от родителей к выпускному возрасту. Такое постепенное развитие самостоятельности от двух лет приносит свои плоды, которые без стресса и внутреннего протеста готовят ребёнка ко взрослой жизни.


Даже если вы умом и принимаете изложенную мной концепцию, у вас могут появиться иные родительские реакции на взросление ребёнка. С двух лет ещё с грехом пополам удаётся достичь ангельского терпения в попытках ребёнка быть самостоятельным. Но вот наступают школьные будни, и родительская решимость сходит на нет из-за страха, что неудачи ребёнка могут поставить под удар его будущность. Даже те родители, которые были достаточно терпеливы и мудры, пасуют перед строгой оценочной школьной системой и берут бразды управления школьной деятельностью ребёнка на себя. Вместо того, чтобы и дальше укреплять в ребёнке навыки самостоятельности, продвигаясь на этом пути к следующим высотам взросления, они не хотят рисковать и начинают контролировать, опекать и помогать даже там, где ребёнок вполне может справиться сам. Пятёрки в дневнике становятся важнее самостоятельности.


Обучение в семье помогает мудрым родителям, последовательно отстаивающим самостоятельность своих детей с раннего возраста, избавиться от напряжения и страха перед оценками. Важно предоставить ребёнку в собственном темпе осваивать самостоятельность в позитивном ключе радости от своего взросления. Можно не бояться промахов и неудач промежуточного этапа домашней работы над постижением нового, так как ребёнок самостоятельно принимает решение о своей готовности сдать ту часть своей работы, в освоении которой он не сомневается. Даже если в момент сдачи промежуточного теста учитель обнаружит пробелы, то ребёнок волен принять решение доработать и пересдать эту часть работы, если для него важны высокие результаты именно в этой области знаний. Он также может согласится с оценкой учителя и пойти дальше, понимая и принимая последствия такого решения. Здесь вы можете помочь раскрыть перед ребёнком перспективы таких решений, не мешая выработке собственных.


Если и на семейном образовании ребёнка лишают самостоятельности, то даже при наличии высоких оценок и отличных знаний с ответственностью и самостоятельностью придётся распрощаться навсегда. Став взрослым, ребёнок будет искать опору в партнёре, перекладывая свою ответственность на него. Он будет испытывать стресс от ситуаций, требующих умения принимать решения самостоятельно. Но главное: не сможет раскрыть свой потенциал из-за страха провалов, идя путём лёгким и безошибочным, становясь аутсайдером, несмотря на своё блестящее образование.


Как правило, неудачи ребёнка, выросшего в опекающей среде, и общество, и сами родители склонны объяснять тем, что ребёнок обучался в семье и был лишён социума. «Он потому и вышел таким неадаптивным», - говорят они. От слепоты ли, или от неумения признавать свои ошибки, так поступают люди, чей опыт воспитания детей прошел по сценарию гиперопеки? Но тем ни менее, они творят мифы, ничем не обоснованные, в которых первопричины последствий, как в шулерской игре, подменены таким образом, чтобы обвинить систему семейного образования как таковую, но не себя самих, в слепоте своей, неведающих, что творили. Эти мифы затем множатся и с удовольствием тиражируются обществом людей, в основном, состоящих из несамостоятельных людей, строящих свои жизненные стратегии под влиянием мнения большинства и неспособных к беспристрастному анализу.


Поэтому важно понять, прежде чем вы примете решение о семейном образовании, способны ли вы воспользоваться преимуществами такого обучения, или ваши страхи перед системой так велики, что и в дом вы перенесёте все её минусы.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse