Статьи

Гиперопека - причина инфантилизма и психических отклонений

Большинству родителей свойственно желание создать для своего ребёнка идеальные условия для его развития. Но иногда такое стремление перерастает в формы, подавляющие развитие в ребёнке навыков самообслуживания, принятия самостоятельных решений и способов осуществления собственных потребностей. Это происходит тогда, когда желание опекать подчинено стремлению родителей самоутвердиться за счёт ребёнка, вкладывая в него всё то, в чём они сами не преуспели.


И дело даже не в том, что родители стремятся жестко контролировать своего ребёнка, а в том, что покровительство перерастает в желание освободить его от трудностей, скучных и неприятных обязанностей. Ребёнка лишают свободы распознавать свои потребности и возможности их реализовать. Если такое положение вещей усугубить постоянным восхищением мнимых талантов ребёнка и преувеличением его действительных способностей, то это создаёт почву для его эгоцентрического желания быть всегда в центре внимания. Это приводит к стрессовому столкновению с отторжением такой личности обществом, в которое он стремиться попасть. Ребёнок оказывается дезориентирован в вопросах налаживания контактов с людьми. Он не адекватно оценивает себя и склонен самоутверждаться за чужой счёт. Отсюда тяга к общению со слабыми, младшими, теми, кем легко манипулировать. Это неосознанное признание своей несостоятельности и неумения брать на себя ответственность за трудности в общении, проистекает из неумения анализировать собственные чувства и потребности.


Вырастая, такие люди с трудом принимают отсутствие привилегий только по факту рождения, а не на основе истинных достижений. Им сложно смириться с положением, что они не исключительная личность. Они не знают своих сильных и слабых сторон и склонны жить в изоляции от общества, которое их отвергает. Пару находят по принципу поклонения, когда партнёр готов к подчинению и служению. В них процветает нежелание смириться с тем, что здоровые отношения строятся на равных. Они не знают как решать конфликты, живя с чувством сопротивления очевидному.


Ребёнок, воспитанный в условиях гиперопеки, становится эгоцентричным, не способным к самостоятельности, принятию решений и ответственности за свои поступки. Он живёт в состоянии «непризнанного гения». Психический инфантилизм - состояние, характеризующееся задержкой психического развития, с сохранением у взрослых людей черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту: повышенная внушаемость, игровая направленность, стремление к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечность и безответственность.


Если в семье царит атмосфера гиперопеки по отношению к ребёнку, то, вырастая, он выходит во взрослую жизнь беспомощным перед лицом трудностей. Поэтому, таким семьям я не рекомендовала бы семейное образование, так как ребёнок будет лишён корректирующих столкновений с обществом хотя бы сверстников, которые жестко реагируют на проявления инфантилизма, по-своему обуздывая «выскочку». Важно взрослым без самообманов проанализировать семейную обстановку и свои отношения с ребёнком. Иначе он будет поставлен системой воспитания в семье в условия формирования в нём инфантилизма в изоляции от общества. Тогда те знания, которые будут им получены в семье, он не сможет реализовать в полном объеме.


Даже если семья избавляет ребёнка от гиперопеки, необходимо создать условия для множественных контактов с социумом. Тогда семейное образование, даст ребёнку не только навыки самообразования, но и создаст условия для качественной адаптации ребёнка в обществе для раскрытия выявленных способностей и талантов.


Взрослый ребёнок, неудачник и лох

Полностью согласен! Про меня.

Комментировать
Создать сайт
бесплатно на Nethouse