Статьи

Личная ответственность и коллективная ответственность

На мой взгляд, важно сформировать в ребёнке не только личную ответственность, но и ответственность перед коллективом, в который он входит и обязательства перед которым берёт на себя добровольно. Такими коллективами может быть семья, спортивная команда, оркестр и выездные концертные бригады (в нашем случае), группы языковых центров.


Лиза участвовала в спортивных соревнованиях и осознавала свою ответственность перед командой, приносящей бонусы спортивной школе, от которых зависела зарплата тренера. Выбор участвовать ли в соревнованиях, она принимала сама, понимая что результаты её боёв влияют и на аттестацию по поясам (тхэквондо). Принимая участие в показательных выступлениях, она помогала тренеру с младшими детьми. К соревнованиям готовилась ответственно, понимая и принимая правила «игры», не пропуская тренировок.


Лиза играет в оркестре своей школы, в состав которого входят взрослые студенты. Она самая маленькая. Часто солирует. Выступления проходят как в школе, так и в питерской Филармонии. Это накладывает на неё определённые обязательства, потому что, если она вовремя не выучит музыкальный текст, не явится на репетиции или на концерт, то сорвёт работу целого коллектива. Это сформировало в ней ответственность перед музыкальным братством. Подготовка к конкурсам накладывает на неё ответственность перед школой, которую она представляет, и педагогом, который вложил в неё своё мастерство. Участие в олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе учили её принципу «выиграть-выиграть»: выигрывает она - выигрывает коллектив. Слаженная работа коллектива «на результат» не предусматривает возможность «тянуть одеяло на себя», пытаясь выделиться из толпы в ущерб общему итогу.


Языковые центры, в которых Лиза учится, часто проводят спектакли, концерты, показательные уроки. Там тоже требуется ответственность перед друзьями. Если она не будет готова к спектаклю, то сорвёт праздник. Здесь она может проявить свою инициативу, понимая, что тем самым усиливает позиции всей группы.


В летних лагерях (Архитектура Будущего) Лиза принимает активное участие в соревнованиях, походах, совместной деятельности, порой, обучая своим умениям друзей. Привожу недавний пример её участия в соревновании. Сейчас Лиза пятый сезон в лагере. Команда выполняла упражнение. У каждого члена команды был порядковый номер, прикрепленный к спине. Говорить нельзя. Надо было построиться в ряд по возрастанию номеров, а также узнать свой. Лиза придумала, что можно ставить рядом людей и показывать знак (плюс, минус, например) между ними. Таким образом, возникала бы подсказка, у кого, какая цифра. Так вот. Никто из детей не заметил, что это именно Лиза придумала так сделать. Все подумали, что это идея другой девочки (назовём её Ирой): все были возбуждены, внимание рассеяно, а Ира активно продемонстрировала, что идея её. После соревнования дети вместе с психологами обсуждали результаты, на основании которых, надо было выбрать лидера. Все назвали лидером Иру, так как посчитали, что именно её находчивость принесла команде победу. Сама же Ира, зная правду, не поспешила поделиться ею со всеми. А потом уже, после обсуждения, психологи вмешались в «разбор полётов». Один из психологов спрашивает Лизу: «Лиз, а тебе не обидно, что тебя не назвали лидером, хотя именно ты решила столь нетривиальную задачу?». Другой модератор-психолог подхватил слова коллеги: «Да-да! Или тебе не важно, чтобы тебя выделяла команда, отдав тебе должное за находчивость?». Лиза ответила: «Мне важнее была победа команды. У команды была цель - победить. И для меня главное была победа команды». Так Лиза стала признанным и авторитетным капитаном команды. Дети оценили по-достоиству позицию Лизы и все получили урок коллективной ответственности.


Если ваш ребёнок учится дома, предоставьте ему возможность испытать на себе уроки коллективизма, выработав самостоятельно ответственность перед группой, членом которой он сам пожелал быть. Для этого можно найти массу способов. При выборе коллективов обязательно учитывайте интересы ребёнка. Именно в разновозрастных группах ребёнок получает навыки взаимодействия с людьми, вырабатывая свои правила или руководствуясь уже сформированными.


В семье же важно продемонстрировать на своём примере, как важно уметь, взяв на себя обязательства, выполнять их. Так, если я что-то обещала сделать для Лизы, то не выполнить обязательство меня могла заставить только тяжкая болезнь или нарушения в графике работы. Я приносила ей свои извинения и чуть позже, всё же, исполняла обещанное. Теперь и Лиза поступает так же по отношению к тем людям, перед которыми она самостоятельно берёт обязательства. Это её выбор и её зона ответственности.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse